Молодежная линия

№20 11 мая 2006


БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА

Когда родители задумываются над будущим своего малыша, все они, конечно, хотят видеть его человеком, который любит и умеет трудиться. Вместе с тем немногие папы и мамы, положа руку на сердце, утвердительно ответили бы на вопрос, готовят ли они своего ребенка к трудовой жизни уже сейчас, в дошкольном возрасте. Причины понять можно. Одним кажется, что из этого просто ничего не может выйти - ребенок еще слишком мал и несмышлен для серьезных дел. Другим как бы жалко своего малыша, они боятся отнять у него "золотое детство", обеднить его жизнь. Не согласимся с этими взглядами. Во-первых, ребенок в возрасте уже четырех-пяти лет многое может сделать своими руками. Во-вторых, труд не обедняет жизнь дошкольника, а, напротив, обогащает ее - новыми впечатлениями, новыми поводами для игры, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями отношений с людьми.

Труд полезен для здоровья ребенка, способствует его физическому развитию, конечно если он разумно организован, если соблюдены необходимые условия (исключить непосильное; не загружать малыша монотонной работой; следить за позой; обеспечить выполнение гигиенических требований: хорошее освещение, свежий воздух). Движение малыша, знакомого с трудом, всегда более точны и уверенны; он все лучше ориентируется в пространстве; ему понятнее ход времени.

Труд развивает умственные способности. Дети многое узнают о свойствах материалов, с которыми работают, - о картоне и ткани, о металле, пластмассах; им теперь ясно назначение орудий труда, которыми они пользуются, - молотка и ножниц, гаечного ключа, тисочков. Труд многого требует, но именно в ответ на эти требования происходит развитие буквально всех сторон интеллекта малыша - активного восприятия, наблюдательности, сосредоточенности, внимания, памяти. Чтобы выполнить трудовое задание (даже самое простое), ребенок должен представить себе, с чего он начинает, что станет делать потом - ведь в любом деле есть внутренняя логика, значит, свои действия надо спланировать, приноровляясь к этой логике. А умение планировать свое поведение (в широком смысле - управлять им) считается одним из важнейших показателей развития ребенка.

Труд, наконец, вносит неоценимый вклад в нравственное воспитание. Простое перечисление важных качеств личности, укрепляемых в труде, скажет нам об этом: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, то есть добросовестность. Труд дает малышу возможность проявить реальную заботу о других людях, близких и далеких, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма - умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом.

Настоящий труд - это всегда преодоление. И малыша надо учить преодолевать - преодолевать сопротивление материала, собственное неумение, непривлекательность работы, усталость. Взрослый человек способен к такому преодолению, потому что у него достаточно развито чувство долга (и по отношению к членам своей семьи, и по отношению к обществу), потому что он за непривлекательной, положим, трудовой операцией способен увидеть привлекательный конечный результат, потому что в труде он находит самовыражение, и еще по многим причинам взрослый способен справиться с непосредственным побуждением бросить работу, если уж оно возникнет.

Мы готовим своего ребенка к тому, чтобы он в свое время мог смело вступить в самостоятельную жизнь. А значит, мы хотим, чтобы наш ребенок:

понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это, по сути, основа жизни;

уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;

познакомился бы с тем, что представляют из себя разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью как5их орудий и машин и что получается в результате;

был готов трудиться сам, потому что ему это нравится, и потому, что это нужно;

учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.

Все эти задачи родители начинают решать с первых лет жизни ребенка, считаясь с его возможностями, зная меру, но не упуская ни дня.









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования