Молодежная линия

№21 18 мая 2006


ДОЛЬНИК НЕ ТАК ПРОСТ

Начинающие поэты, присылая свои стихи в редакцию, порой обижаются, если их произведения возвращают, ссылаясь на погрешности ритмического характера: стихотворный размер не выдержан. Иные из них в качестве контраргумента заявляют: "Это дольник!"

Что ж, давайте посмотрим, что такое дольник.

Силлабо-тоническая система стихосложения в последнем десятилетии XIX века перестала удовлетворять поэтов, ведущих поиски новых форм. В результате получили распространение два стиха: дольник и свободный стих (верлибр). Само название стиха "дольник" было предложено В.Брюсовым в 1918 году.

В словаре литературных терминов определение дольника существует в двух вариантах: 1. Дольник - это стих, допускающий сокращение безударных промежутков в трехсложном силлабо-тоническом стихе. 2. Дольник - это стих, в котором промежуток между ударными слогами колеблется от одного до двух слогов.

Приведем пример - дольник А.Блока:

Мы, два старца, бредем одинокие,

Сырая простерлась мгла.

Перед нами - окна далекие,

Голубая даль светла.

Но откуда в сумрак таинственный

Смотрит, смотрит свет голубой?

Мы дрожим мечтою единственной,

О, невнятное! пред тобой.

Количество слогов построчно: 11, 7, 10, 7, 10, 8, 10, 8.

А теперь сравним с дольником Блока стихотворение С.Суманеева "Зима":

И вновь в наш край пришла зима!

Поля укрыла белым покрывалом.

Ах, ты радость! Зимушка-зима!

Трещат морозы за увалом.

Сковала реки и ручьи,

Озера за рекой Ветлугой.

Уж не шумят больше ключи,

Не слышно песен над Ветлугой.

А лес таинственнее стал, светлей,

Накинув шапки снега на макушки.

И кажется, что лес мне стал родней,

У этой милой и родной опушки:

Количество слогов построчно: 8, 11, 9, 9, 8, 9, 8, 9, 10, 11, 10, 11.

Здесь ритмический сбой неоправдан, ибо стихотворение написано не дольником. Основа дольника, как уже было сказано выше, - трехсложный размер, а у С.Суманеева стихотворение написано двухсложным стихотворным размером. Неоправданна и разная длина строк.

Пусть не обидит это замечание автора. Над стихотворением надо еще работать, чтобы довести его до совершенства.

Все вышесказанное относится не только к С.Суманееву. Многие начинающие авторы просят совета, однако реально невозможно осуществить подробный разбор множества стихов в индивидуальных консультациях письмами, поэтому учиться приходится и на чужих ошибках тоже - в нашей литературной страничке.

Ирина Лебедева из Мантуровского района в своем письме пишет: "Высылаю некоторые стихи, надеюсь, вы скажете мне: продолжать это или я зря перевожу бумагу. Для меня это очень важно". С подобной просьбой обращается Светлана Смирнова из Неи и многие другие.

Бумагу сейчас дефицитным товаром не назовешь, и зря вы ее, конечно, не переводите: не все удается, но нарабатывается опыт. Спросите у любого горшечника, сколько он понапрасну перевел глины, сколько ученических горшков в сердцах разбил. Но разве эта глина не сделала из начинающего горшечника мастера? Не стоит огорчаться, если что-то не получилось с первого раза. Придет время, и вы сами будете устранять недостатки своих произведений, без подсказки со стороны. Погрешности в технике стихосложения легко устранимы. Главное же - в повышении мыслительной и образной емкости стиха.









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования