Молодежная линия
 | № 38 13 сентября 2001 г. |
ЖИЗНЬ, ПОСВЯЩЕННАЯ МУЗЫКЕ Вечер, впервые встреченный на борту судна, событие весьма примечательное и запоминающееся надолго. Путешествие наше началось в июле 1961 года в Ростове-на-Дону на дизель-электроходе <Таджикистан>. Корабль только-только преодолел шлюзы, позволившие ему попасть из Дона в рукотворное <море>, и скользил вблизи левого берега, в то время как правый стремительно уходил за горизонт, открывая глазу лишь водную гладь огромного водохранилища. И вдруг... Где-то недалеко родились музыкальные звуки: вначале они как бы блуждали, были какими-то нескладными, но, вплетаясь в музыку вечера, дробили вязкий воздух и уносились вдаль - к проплывающему мимо берегу, к утопающему в зеркальной глади солнцу. Несмотря на красоты дивного заката, многие пассажиры, привлеченные красивым исполнением, спустились с верхней палубы в салон, где ладная девушка, с длинными, ниже пояса, тугими русыми косами, сидела за инструментом и одухотворенно играла, а десятка два парней и девчат, обступив ее, зачарованно слушали эту игру. Девушка среди незнакомой публики держалась весьма уверенно, было заметно, что подобное внимание ей не только лестно, но и привычно. Однако она не чванилась и на просьбы слушателей сыграть популярную мелодию или песню отвечала либо исполнением желаемой мелодии, либо импровизировала с очаровательной строгостью. Так произошло мое знакомство с выпускницей Костромской музыкальной школы Наденькой Верховской. Спустя много лет с той мимолетной встречи я вновь вижу перед собой Наденьку - Надежду Николаевну Верховскую, вдохновенно исполняющую произведения любимых П.И.Чайковского и А.Н.Скрябина. В память сорокалетия нашей встречи я решил задать ей несколько вопросов, чтобы узнать, как сложилась ее творческая и личная жизнь. - Правда ли, что вы были самой юной абитуриенткой Костромского музыкального училища? - Мне было 13 лет, когда я закончила семь классов музыкальной школы и поступила в КМУ, в то время как в средней школе окончила только шестой класс и нужно было учиться еще два года. Но для меня сделали исключение, приняв в училище на первый курс. Мне пришлось совмещать занятия в училище и в седьмом классе средней школы № 9, а на втором курсе я перешла в вечернюю школу рабочей молодежи, что на проспекте Текстильщиков, и там получила свидетельство о восьмилетнем образовании. На третьем и четвертом курсах я проходила ускоренную программу общеобразовательных дисциплин в училище. - Говорят, что первые ваши ученики были едва ли не старше вас? - Все верно, так и было. Но давайте по порядку. В музыкальном училище моим первым педагогом был Анатолий Николаевич Документов, который после консерватории и аспирантуры, переполненный знаниями и амбициями, получил целый класс своей учительнице... - Подхватил эстафету?! - Совершенно точно. Его преподаватель, Лидия Ивановна Крылова, буквально выкормила и воспитала Анатолия Николаевича. Документовы жили по соседству с Лидией Ивановной, и Толя сызмальства бывал в ее доме и часами играл на ее инструменте, поэтому ему было лестно взять учениц любимой учительницы, ушедшей на заслуженный отдых. Но на следующий год мама перевела меня к Людмиле Алексеевне Ежовой, потому что по консерваторской привычке Документов налегал на самостоятельную работу, а я, несмотря на прилежание и многочасовые занятия за инструментом, требовала к себе другого подхода, все-таки была моложе всех однокурсниц. Уже на третьем курсе мне предложили взять класс первоклассников в музыкальной школе, это было в начале 1964 года, и я с ними занималась до седьмого выпуска из училища, а потом их передала моей маме, которая преподавала в музыкальном школе с 1951 года. - Династия получается! - Династия не династия, но музыка в семье Верховских впитывалась с молоком матери. Еще дедушка, Анатолий Петрович, когда служил податным инспектором в Галиче, в 1913 году приобрел рояль <Беккер>, и все восемь его детей умели играть. Моя мама Надежда Анатольевна Верховская, я сама, двоюродные племянницы стали профессиональными музыкантами, брат Гера, его и мои дети окончили музыкальную школу, и многие с отличием. - Похвально. Дальше что с вами случилось? - Заочн |