Молодежная линия

№6 9 февраля 2006


НЕ ЗАСТАВЛЯТЬ, А УВЛЕКАТЬ И НАПРАВЛЯТЬ

Школы бывают разные: "с уклоном" и обычные, престижные и "по прописке", приветливые, как родительский дом, и немного "суховатые": Но практически в каждой школе есть учителя - настоящие профессионалы, увлеченные своим делом, которые не только дают отличные знания своим ученикам, но и помогают им стать личностью. Именно такие и должны получить предусмотренную национальным проектом премию в размере 100 тысяч рублей.

Валерий Георгиевич Моисеев ведет в Николо-Поломской средней школе физику. Имя этого учителя известно далеко за пределами Парфеньевского района. Его учеников таких как Владимир Фалин, охотно принимают в лучшие вузы страны - физтех и МГУ, за ними "охотятся" наши "технолог" и физмат КТУ.

О "секретах" своей успешной работы с детьми Валерий Георгиевич рассказывает сам:

- В юности мне хотелось быть геологом. Поэтому я закончил Пермский государственный университет. Когда появилось новое направление - физические методы поисков месторождений полезных ископаемых, я перешел на эту специальность. Это то же самое, только с помощью математики и физики проводятся измерения и делаются прогнозы месторождений полезных ископаемых.

Когда я перешел работать в школу, мне геофизика очень помогла и до сих пор помогает, потому что физические явления мы используем в качестве примера: где они применяются и как используются. В школе я проработал уже 30 лет и точно могу сказать: увлечение ребят учебой зависит от увлеченности учителя. С первых шагов педагогической работы, еще в Парфеньевской школе, я начал вести кружок. На дополнительных занятиях мы делали с ребятами радиоконструкторы, радиоприемники, модели ракет. Проводили их запуски. До сих пор об этом помнят тогдашние ученики.

А потом организовал кружок в Николо-Поломской школе. Сначала он назывался "Юный техник", но позже я его переименовал в физико-технический, и вся направленность кружка теперь связана с изучением физики. Кружковая работа дополняет занятия, позволяет увлечь ребят предметом. В последние годы занимаемся системами радиоуправления. Это достаточно сложно, проблема заключается в том, что ребята к 10-11 классу способны на серьезную работу, готовы к творчеству, но уходят из школы, и приходится начинать с начала, поэтому я вынужден более интенсивно обучать ребят. Мои выпускники Евгений Травин и Александр Юников придумали модель реактивного самолета. Даже реактивный двигатель сконструировали сами, рассчитали все, произвели испытания - самолет летал. Я не только в кружке, но и на уроках всегда обращаю внимание на творческих ребят, старательных, говорю другим: "Посмотрите, как они работают". На олимпиадах в школе я подбираю им трудные задачи повышенной сложности. Первый час только заканчивается, а они уже задание выполнили.

И более слабые ребята - нынешние лидеры - подтягиваются до уровня своих предшественников. Пример преемственности вселяет уверенность в ребят, что можно достигать лучших результатов.

Александр Юников и Евгений Травин специальным решением ученого совета Физтехакадемии в 2002 году еще школьниками были удостоены почетного звания членов-корреспондентов. Это огромное достижение. Теперь другие ребята ежегодно в 7-м классе поступают в эту школу. Мне это приятно, а для детей - огромный стимул, тем более что там образование до сих пор бесплатное. Мне легче работать, когда ребята сами ставят для себя такие высокие цели и достигают их. Хотя и я спрашиваю с детей много и достаточно жестко. Я стараюсь убедить их в такой необходимости, иначе они не достигнут нужных высот. У всех ребят разные способности. Одному даю минимум знаний, поспособней ребятам - побольше, из самых способных стараюсь "выжать" большие результаты.

Нужно не заставлять ребят учить физику, а увлекать их и направлять. Я знаю, что наши школьники ждут, когда они придут в 7-й класс, и мечтают заниматься физикой. Для многих из них, как и для моего сына, физика стала профессией.

Учителям физики, как, собственно, и другим, работать сегодня непросто. Меняются учебники, их много, материал дается путано. Новые учебники написаны с большим количеством ошибок и изъянов, к тому же дан большой объем материала.









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования