Молодежная линия
| №18 28 апреля 2005 |
МНЕ НЕ СТЫДНО ЗА "ИМПЕРИЮ" Бывший екатеринбуржец, а ныне москвич Владимир Хотиненко - один из главных русских режиссеров последнего десятилетия. "Рой", "Патриотическая комедия", "Зеркало для героя", "Макаров", "Мусульманин", "72 метра" - все это стало классикой. Теперь вышла "Гибель империи" - сериал, который ждали с нетерпением. - Почему вы согласились с предложением "Первого канала" снимать фильм о первой мировой, революции, гражданской войне? - Уникальность самого времени. Оно отзывается в российской истории даже теперь. Кое-что подзабывается, а забывать это нельзя ни в коем случае. Нельзя забывать причины, с которых все началось. Первая мировая, обстоятельства, связанные с деятельностью большевиков, с работой немецкой разведки. Я очень давно в школе учился - в советское время. И утверждения, что Ленин на немецкие деньги делал революцию, казались происками империалистов и бредом. А сейчас я уверен, что так оно и было. - В смысле? - Роль немецкой разведки в нашей революции очень существенна. Большевики действительно получали деньги на переворот. Нам удается раскрыть новые страницы этой истории - те, о которых кино раньше не могло говорить по многим причинам. Но я же не идеологическое кино делаю. Кино - дело эмоциональное. - Откуда такая уверенность, что русская революция инспирирована снаружи? - Я не сам пришел к таким выводам. Об этом писали. Хотя многим историкам эта точка зрения представляется спорной. Просто в последние годы об этом стали говорить открыто. Кстати, очень мало известно о летней попытке переворота, которая оказалась неудачной, поэтому о ней не принято было говорить. Мне было интересно увидеть, как система пиара - в том числе и черного - замечательно работала уже тогда. История интерпретировалась так, как было выгоднее и безопаснее. Я не обвиняю немцев в том, что они финансировали нашу революцию, - у войны своя логика, и они делали все, чтобы выиграть войну любой ценой. Решили попробовать взорвать противника изнутри - им удалось. Вопрос в том, как этим воспользовались большевики, а они разрушили страну. - Разрушили? Или спасли? - Смотреть надо по результатам. Да, разрушили. Душу ее почти уничтожили. - Вы очень тщательно подошли к деталям. Во втором фильме немецкие летчики сбрасывают на наши войска металлические дротики. Это что за история? - Никто никогда в мире это не снимал. На этом эпизоде вообще строится мистический смысл серии "Пророк". Образчик такой стрелы есть даже в музее революции. У нас замечательный консультант Александр Кибовский, который прекрасно разбирается в таких вещах. Он мне рассказал, как целый полк уничтожили такими стрелами. Это ужасно, потому что люди к взрывам и выстрелам на войне привыкают, и более или менее знают как себя вести. А когда с неба летят эти железяки, выглядит это действительно как апокалипсис - страшное зрелище. Эти стрелы могли прошить насквозь всадника с конем. - Вы подробно показываете, что немцы финансировали и вдохновляли нашу революцию. Похоже на попытку запоздалого отмщения внешним врагам. Заодно можно перевести стрелки с внутренних: - Неправда, в картине есть и внешние, и внутренние враги. Здесь главное - не скатиться до обвинений. С личной ответственностью в истории вообще сложно. Я считаю, что вся история - это пьеса, неизвестно кем написанная. Может быть, даже не на земле. В этой пьесе всем достались роли - их переписать нельзя, можно только отказаться играть, но не у всякого и сил хватает: Негодяям иногда доставались роли хороших людей, и наоборот. Все запутано. Когда читаешь историю предреволюционных лет, не можешь отделаться от чувства, что люди роковым образом совершают поступки, к которым у них душа не лежит, и здравая логика им противится: а высшая, историческая логика - толкает! "Гибель империи" - не обличительная картина, это панорама событий, в которой каждый может выбрать, на чью сторону склониться. Но я старался избежать тенденциозности, хотя свой выбор сделал - и там прослеживается, кто "мой" персонаж, а кто нет. |