Молодежная линия

№9 23 февраля 2005


ПЯТЬ ЛЕТ МНЕ СНИЛАСЬ ВОЙНА

Иван Иванович Хлопов всю войну был разведчиком. Вернулся с фронта с многочисленными наградами, но даже в торжественные дни ордена и медали свои одевал редко. И никогда не рассказывал о своих подвигах односельчанам. В послевоенные годы был, как принято говорить, на высоте - хозяйственных и партийных должностях: председателем колхоза, первым секретарем Октябрьского райкома партии: До сих пор люди, работавшие под его руководством, вспоминают Хлопова не только как умелого организатора, но и чуткого к людским проблемам человека. Последние двадцать лет живет Иван Иванович со своей женой Зинаидой Михайловной, в Костроме, окруженный заботой детей, внуков и правнуков. На сегодняшнюю жизнь не жалуется, считая, что труднее всего сейчас молодым.

- Иван Иванович, каким был для васиюнь 1941-го года?

- Мне было 19 лет и я заканчивал в Вохме педагогическое училище. Разговоры о надвигающейся войне шли повсюду, мы с начала июня сдавали по два экзамена в день. Закончил педучилище и сразу поехал поступать в Ленинградское военное училище связи, куда меня направил учиться военкомат. Я поступил, хоть конкурс был три человека на место. После зачисления, 22 июня вечером, курсанты должны были разъехаться по домам. До 1 сентября - начала занятий домой. Накануне кое-то купил родным, собрался, а утром проснулся - война. Территорию училища сразу закрыли, нас остригли, вымыли, выдали обмундирование - и начались занятия. Готовили начальников радиостанций и командиров взводов. В августе училище, как и весь город, немцы уже бомбили, заниматься было невозможно, и нас эвакуировали в Казахстан, в город Уральск. Обучение было ускоренное: вместо двух лет нас готовили 4 месяца. Из курсантов училищ сформировали 54-ю отдельную стрелковую бригаду, и уже в декабре мы попали на Калининский фронт.

- Страшно было вам, девятнадцатилетнему вохомскому пареньку, оказаться в этом аду?

- Конечно, страшно. Связь налаживали под огнем и артиллерийским обстрелом. Но мы девятнадцатилетние, уже были настоящими, хорошо подготовленными бойцами. Война стала нашей работой.

- Как вы попали из связистов в разведчики?

- В сорок втором меня вызвали в штаб и назначили начальником радиостанции разведроты. Сказали - подходишь по физическим, моральным и политическим данным. Самая большая морока у нас была с лыжами. В лесу, да и так, только мешают. Мы и по глубокому снегу ходили на задания без них - гуськом, друг за другом, проминая путь.

- Какие задания выполняли разведчики в тылу врага?

- У нас было три главные задачи: брать "языков", выполнять диверсионные задания - взрывать мосты, железные дороги и наблюдать за передвижением войск на больших трассах. Самое сложное - взять "языка". Однажды двое суток просидели в снегу - многочисленная техника шла колонной, войска - строем, и выцепить кого-то из этого потока невозможно. И тут на наше счастье третьего дня утром видим - едут по проселочной дороге немцы в двух подводах на санях. Мы из засады их расстреляли, троих взяли в плен, один из них очень ценный - фельдфебель - офицер связи.

- А бывало такое, чтоб "язык" сам к вам пришел?

- Был один такой случай. Идем на задание, а к нам из леса выходит весь в рваной одежде молодой немец. Оказалось, он служил у них в штрафбате и сбежал, чтобы сдаться. Одели мы его в красноармейскую форму, и стал он у нас служить - на кухне. Хорошим человеком оказался, мы его все любим. В конце войны, когда всех немцев в плен угоняли, и мы своего проводили - еды целый рюкзак собрали. Он прощался с нами, как с родными, плакал.

- Я знаю, что вы получили за годы войны четыре ордена. За простое участие в боях такие награды не дают, только за личное мужество. За какие военные эпизоды получили их вы?

- Разные случаи были. Например, орден Отечественной войны второй степени получил, когда наладил связь с батальоном автоматчиков. Это в районе Великих Лук было, когда наши вели большое наступление. Отряд автоматчиков ушел вперед, в бой, а связь с ними потерялась. Вызывает меня начальник, майор Готовцев, и спрашивает, что могло случиться. Предположили, что у связиста село питание. Значит надо питание для радиостанци









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования