Молодежная линия

№ 31 26 июля 2001 г.


В ТЕАТРЕ БОРИСА ГОЛОДНИЦКОГО ИГРАЮТ <ЯБЛОЧНЫЕ ЛЮДИ>

Камерный муниципальный театр Бориса Голодницкого недавно вернулся с гастролей. Спектакль <Щедрое яблоко>, театральную постановку по мотивам сказки Ефима Честнякова австрийцы встретили с пониманием.

- Борис, когда готовили спектакль <Щедрое яблоко>, вы продумывали психологию народа? Понравится ли ваш спектакль австрийцам?

- Получилось само по себе. Мы хотели сделать спектакль, который был бы человечным, духовным, чтобы в нем не было ничего искусственного. Русские народные песни, которыми насыщен спектакль, австрийцы тоже пели с нами. Не зная слов, они подпевали мелодию. Активно включались в действо спектакля.

- Вы уже выезжали на гастроли в Финляндию. Реакция финского и австрийского зрителя различна?

- Абсолютно. Менталитет другой. Финны более холодные. Они любят внешнюю красивость. Спектакль <Во имя любви> был ими принят. Декорации, игра света, красивые актрисы, кринолины - это их настраивало на спектакль. Спектакль попал в стилистику их жизни. <Хитроумный заяц> - сказка, которую мы пытались адаптировать на финский лад, чтобы они понимали нас. Режиссер Ольга Голодницкая спроецировала эти два спектакля конкретно на Финляндию. Мы разговаривали с продюсером поездки, руководителем театра, в котором играли спектакли. Она сказала: <Наши люди должны вас понять. Вы должны уловить мелодию финской речи>. Первый спектакль <Маленький принц>, с которым мы ездили в Финляндию, был сделан очень конкретно, в расчете на финского зрителя. Он там по-другому игрался, чем здесь, в России. Финны, например, тишину воспринимают, огромные паузы без слов. Они с интересом смотрят за психологическими переменами внутри человека. Они живут настроениями. Их устраивает тихая музыка. Они не привыкли к громкой речи, импульсивному эмоциональному всплеску. При громкой речи они даже будут затыкать уши, это будет разрушать их внутренний мир. Для них будет сумасшедший дом, если артист будет громко кричать, бить себя в грудь.

На Австрию мы не готовили спектакль, чтобы он был заряжен их эмоциями, их кровью. Сам Честняков, Кологрив, Шаблово - они уже заряжены определенной энергетикой. Чем народнее, фольклорнее привозишь материал, тем он понятнее зрителю.

- Что для себя вы смогли почерпнуть, общаясь со зрителем, посмотрев на театры других стран?

- Мы поняли, что наш российский театр с его устройством зрительного зала становится несовременен. Он более ложный. Для нас, если в театре ставятся лавки, то люди в театр не идут. Они хотят расположиться поудобнее в мягком кресле. Все существование актера строится, как угодить зрителю, как его расположить , как к нему расположиться. Поэтому здесь возникает много ложных моментов формы передачи театра. Запад весь живет на реальных вещах, на больших подробностях. Там артист и зритель - вещь очень близкая. На Западе часто проводятся театральные фестивали на природе. Это для того, чтобы быть более органичными, естественными, чтобы избежать лицедейства и заигрывания с публикой. Вообще, все зависит от пьесы. Если надо усыпить зрителя, то вполне подходят мягкие кресла и привычный в нашем понимании театр. Многие считают, что театр - это когда есть хороший буфет. Но это не так.

- Значит ли это, что для театра сцена - не главное?

- Форм у театра много. Театр есть античный, статичный, живой, мертвый (привычный). Не будет привычной формы существования, будет другая форма. Зритель будет рядом с актером. Будет соблюдена камерность. Театр может быть где угодно: на улице, в подвале, в избе. Главное, как он взаимодействует с пространством, как вписывается и как заставляет жить это пространство.

<Щедрое яблоко> мы играли и в театрах, и на открытой лужайке, на улице, и пьеса прекрасно вписывалась в это открытое пространство.

- Борис, а в чем вы видите смысл вашего <Щедрого яблока>?

- Нам показалось, что <Щедрое яблоко> - это не потому, что голодно в стране и нужно найти огромное яблоко, чтобы были все сыты. Главное - щедрость в душе каждого человека. В <Щедром яблоке> у нас живут <яблочные люди>. В спектакле - уклад российской жизни, корни этого уклада в прибаутках, песнях, играх. Спектакль о России. Яблоко - это пища, пища духов









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования