Молодежная линия
 | №49 2 декабря 2004 |
ЕГЭ: термины и понятия: В Едином государственном экзамене наша область будет принимать участие уже третий раз. И каждый год у участников возникают вопросы о технологии ЕГЭ, баллах, принципах их выставления, использовании сертификатов и пр., пр. Постараемся разобраться с основными тер-минами понятиями и терминами ЕГЭ. Итак: Экзамен - это процесс оценивания образовательных достижений учащихся с целью атте-стации или конкурсного отбора; в Едином экзамене в качестве инструмента его проведения ис-пользуются тесты (КИМы). КИМ (контрольно-измерительный материал) - это комплект тестовых заданий разного типа (открытого и закрытого). Задание открытое - задание теста, в котором отсутствуют варианты ответ и экзаменуемый должен сам самостоятельно сформулировать свой ответ. В бланке ответов ЕГЭ эти задания по-мечены буквой "С". Задание с кратким свободным ответом - это тестовые задания, на которые учащийся должен записать ответ словом, словосочетанием или числом. В бланке ответов ЕГЭ эти задания помечены буквой "В". Задание закрытое - задание теста с выбором ответа из нескольких предложенных вариан-тов. В бланке ответов ЕГЭ эти задания помечены буквой "А". Ключ к заданию - правильный ответ на тестовое задание. В случае заданий с развернутым ответом единственный формализированный ключ к тестовому заданию отсутствует, и правиль-ность ответа устанавливают независимые эксперты (проверяющие), действующие на основании авторских инструкций и эталонных ответов на конкретные задания этого типа. Состав экспертов в регионе определяется Государственной экзаменационной комиссией. Экспертами, как правило, являются преподаватели вузов, ссузов, лучшие учителя школ области. Ключи к тесту - набор ключей ко всем заданиям, включенным в данный тестовый вариант. Ключи к тестам находятся только в Центральной экзаменационной комиссии в Москве. Ни одна организация в регионе не имеет представления о том, какие ключи существуют в каком-либо предмете ЕГЭ. Свидетельством прохождения учащимся ЕГЭ является сертификат, в котором балл учаще-гося выражен в стобалльной шкале. Различают первичный, аттестационный и сертификационный баллы. Первичный балл ("сырой балл") - это сумма оценок за выполненные задания. При этом верно выполненное задание части А и В обычно оцениваются в 1 балл, части С - до 5-6 баллов. Реальное количество баллов за задание определяется спецификацией конкретного задания, в ка-ждом случае оно своё. На всевозможных пробных, репетиционных экзаменах традиционно вы-ставляется "сырой балл", т.е. не прошедший стандартной процедуры перехода в сертификацион-ный балл. Это нормально, так как технология получения итогового (сертификационного) балла требует наличие результатов большого количества испытуемых для проведения статистической обработки. Аттестационный балл (балл аттестата) - это балл по традиционной пятибалльной шкале, проставляемый в школьный аттестат зрелости. В Едином экзамене пятибалльная оценка опреде-ляется с помощью шкалирования стобалльной оценки с учетом результатов всех сдающих экза-менуемых в России по данному предмету. Сформированная шкала перевода утверждается специ-альной комиссией Министерства образования и науки, для каждой дисциплины эта шкала своя. Сертификационный балл (тестовый балл, балл свидетельства, вузовский балл) - это балл по стобалльной шкале, получаемый с помощью специальной статистической обработки запол-ненных бланков на этапе окончательной обработке результатов. Эта обработка выполняется в Центре Тестирования Министерства образования и науки РФ (ЦТ) в г. Москве, и выполнение её возможно при накоплении не менее 75% всех данных об итогах тестируемых всех регионов Рос-сии. Именно с этим связана определенная задержка в получении результатов об окончательных итогах тестирования выпускников на местах. Как подсчитываются баллы? Соответствие между баллами первичными и тестовыми не яв-ляется линейным, но упорядоченность соответствия все-таки соблюдается, т.е. большему пер-вичному баллу будет соответствовать и больший тестовый балл. Технология обычной пропорции здесь неприменима. Значимость различных заданий (вес) в каждом КИМе разли |