Молодежная линия

№41 7 октября 2004


ТРУДНАЯ ЖИЗНЬ В ПОИСКАХ РАДОСТИ

На 92-м году жизни скончался Виктор Розов

Горечь утраты неотделима от светлых воспоминаний о человеке, который долгие годы был кумиром театральной молодежи. Его новых пьес с нетерпением ждали режиссеры всей страны. Так обычно ждут правдивого слова те, кто почти разуверился в возможности это слово услышать.

При этом часто слово Розова доходило до сцены в усеченном виде. Некоторые нервные режиссеры, к которым относился и я, будучи художественным руководителем рижского ТЮЗа, сердились на Розова. Потому что после упорных споров с редакторами-хирургами он соглашался на оперативное вмешательство в его сердечные тексты. При этом Виктор Сергеевич успокаивал нас (и себя): дескать, все в порядке. Почему? Он верил в силу театра, его способность что-то досказать, подсказать зрителям.

На первый взгляд, безграничное доверие к создателям спектакля было неожиданно для драматурга. Разгадку следует искать в том, что Розов сам начинал как актер, и в театре он скорее представлял не литературу, а сам театр. Мастерски сталкивая фразы в диалогах, он безошибочно предчувствовал, как они будут звучать с подмостков и как отзовутся в зрительном зале. И они отзывались.

Каждая из пьес Розова становилась событием не только театральной, но и общественной жизни. Как когда-то Чехов помог родиться Художественному театру, так и розовские "Вечно живые" стали своего рода камертоном "Современника". Не в этом ли высшее счастье драматурга - дать толчок новому театральному направлению? А если вспомнить, что постановками его пьес ознаменовался приход в театр великого режиссера Анатолия Эфроса, что на них выросло целое поколение замечательных актеров, то можно сказать: Розов счастливый драматург.

И счастливый человек! Несмотря на то, что много горестей пришлось на его долю, начиная со страшной войны и кончая крушением идеалов, в которые он искренне верил и от которых не желал отказываться. Слишком много было им пережито и выстрадано. Он был наделен огромным талантом сострадания. В этом мне не раз пришлось убеждаться, когда он приезжал ко мне в Ригу на премьеры своих пьес. Особенно ему было трудно, когда его предпоследнюю пьесу "Кабанчик", которую я ставил в Вахтанговском театре, много раз закрывали. Он мужественно переносил испытания, успокаивая меня и артистов. В общении с людьми Розов напоминал Алешу Карамазова. Недаром он сделал инсценировку "Брат Алеша" по роману "Братья Карамазовы".

Уверен, потомки будут благодарны замечательному драматургу за то, что он оставил им талантливо написанные портреты своих современников, которые бунтовали, страдали и заблуждались "в поисках радости" во второй половине прошлого века на одной шестой части земного шара.

Адольф Шапиро,

"Труд-7".









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования