Молодежная линия
| №37 9 сентября 2004 |
КИЛОВАТТ-ЧАС НЕ БЫВАЕТ БЕСПЛАТНЫМ Долги за потребленные энергоресурсы продолжают оставаться акту-альной проблемой и очень характерной для Костромской области. Со-кращается ли задолженность потребителей за энергоресурсы? Кто дол-жен главной энергоснабжающей организации больше всего? Как могут повлиять долги на начало отопительного сезона? На эти и другие вопро-сы редакции газеты "Молодежная линия" отвечает руководитель пресс-службы ОАО "Костромаэнерго" Ю.И.Тимонин. Юрий Иванович, удалось ли снять с повестки дня проблему неплате-жей и долгов? К сожалению, нет. Несмотря на все усилия, которые предпринимали руко-водство Северной энергетической управляющей компании, руководство энергосистемы. Долги и неплатежи остаются едва ли не самой главной про-блемой, которая мешает устойчивому развитию энергосистемы. Сколько должны потребители области энергетикам? Дебиторская задолженность потребителей перед ОАО "Костромаэнерго" составляет 738 млн.руб., в том числе: по электроэнергии - 465,5 млн.руб., по теплоэнергии - 272,5 млн.руб. Такой баланс потребления и оплаты является недопустимым и чреват самыми негативными последствиями. Приведенные цифры означают, что около пяти месяцев акционерное общество "Кострома-энерго" снабжало потребителей электричеством и теплом бесплатно, не по-лучая ни рубля. Долг потребителей почти в миллиард рублей ведь не списан, не за-крыт? Долг не списан. А рассматривать его можно по-разному. Можно заламы-вать руки и причитать: вот все им должны. А можно этот долг рассматривать как своеобразный беспроцентный кредит от энергетиков для области в це-лом. Попробуйте взять без процентов в любом банке миллиард рублей. Кто в должниках перед главной энергоснабжающей организацией об-ласти? В Энергосбыте ведется учет должников по основным группам потребите-лей. Промышленные предприятия задолжали 40,6 млн.руб., сельскохозяйст-венные - 91,6 млн.руб., организации федерального бюджета - 20,2 млн. руб., организации областного бюджета 3,7 млн.руб., организации местного бюд-жета - 132,5 млн.руб. Самая большая задолженность у потребителей ЖКХ - 432,4 млн.руб. Как связаны между собой долги, уровень расчетов потребителей с на-дежностью энергоснабжения? На подстанции "Кострома-2" работали два трансформатора. Один сгорел. Второй тоже выработал ресурс. А ведь через эту подстанцию обеспечивается энергоснабжение едва ли не всего областного центра. Значит, надежность энергоснабжения снизилась, а это очень беспокоит специалистов. Сколько времени понадобилось, чтобы собрать средства на новый трансформатор! Без предоплаты завод не приступал к изготовлению агрегата. Ведь его стоимость 50 млн.руб. И здесь существенную помощь оказало ОАО "СЭУК". Но ведь для улучшения ситуации были заключены соглашения по ре-структуризации накопленных долгов. Это многосторонние соглашения между РАО "ЕЭС России", администра-цией области, Костромской энергосистемой. Подписаны эти документы на самом высоком уровне, но они не выполняются. За 25 месяцев после подпи-сания соглашения не оплачено 488,2 млн.руб. А как обстоят дела с текущими расчетами за энергию? Совершенно верно. За неделю до окончания августа бизнес-план по энер-госбытовой деятельности был выполнен всего лишь на 46%. То есть снова неплатежи, снова нарушения сроков оплаты. Столь низкий уровень расчетов потребителей за энергию имеют лишь несколько энергосистем Центрального округа РФ и среди них, к сожалению, "Костромаэнерго". На конференциях, которые проводило РАО "ЕЭС России" для журна-листов, даже не употребляли термин "энергоснабжение", а говорили о продаже энергии, ее реализации. Совершенно верно. Новая стратегия РАО ЕЭС заключается в том, что мы должны не поставлять энергию, а продавать ее. Такой подход требует от ру-ководителей энергосистем полностью исключить неоплачиваемый отпуск электрической и тепловой энергии, обеспечить 100%-ный уровень денежных расчетов за энергоресурсы как по текущим платежам, так и по погашению дебиторской задолженности. Времена бесплатного электричества и тепла прошли, и в условиях рыночных отношени |