Молодежная линия

№29 15 июля 2004


АСЕТ ВАЦУЕВА: ПРОХОДИТ ВРЕМЯ, И ТЫ ОПЯТЬ НАЧИНАЕШЬ УЛЫБАТЬСЯ

КОГДА В ПРОГРАММЕ "Страна и мир", что немногим больше года выходит в эфир на канале НТВ, появилась Асет Вацуева - первая чеченка на российском ТВ, вокруг ее имени возникло много толков: кто она, откуда, почему Парфенов пригласил именно ее?

Во времена не столь мирные далеко не все к ее появлению отнеслись однозначно: акцент, неправильные обороты речи и так далее. Но Асет справилась, благодаря характеру и незыблемому оптимизму она успела стать за это время профессиональным телевизионщиком.

- Асет, расскажите, как девушка из неспокойного Грозного попала на российское телевидение?

- Я родилась, росла и училась в Грозном. После окончания школы поступила на журфак в Питере, потому что туда поступить было легче - конкурс был меньше. Отучилась там два года, а потом перевелась в Москву. Единственное, что отличило нас от других абитуриентов, - вступительные экзамены мы сдавали в Чечне. Это было после первой войны, поэтому подготовка у нас, у выпускников в Грозном, естественно, была слабая: уехали многие преподаватели, родители просто боялись нас отправлять в школу, да и дети расслабились и нередко не ходили на занятия. Поэтому соревноваться в знаниях со своими сверстниками из более благополучных регионов не имело смысла, и для нас был устроен целевой набор.

- Учиться было трудно?

- Особенно вначале, потому что последние годы в Грозном была не учеба. А тут я сразу попала в такой жесткий режим. Помню, первая проблема, которая у меня возникла, - я не успевала конспектировать лекции: просто не умела быстро писать. Приходилось брать у девочек тетрадки и ночью переписывать лекции. Но вскоре все пришло в норму.

- С языком были проблемы?

- Нет, с языком проблем не было. Грозный, по большому счету, всегда был русскоязычным городом с населением 400 тысяч человек, из которых, наверное, 200 или 300 тысяч точно были русскими. Так что русский мы учили, и с ним проблем не было ни в школе, ни позже. А проблема была в том, что нам не преподавали чеченский язык, поэтому я, к примеру, не умею ни писать, ни читать на чеченском, только говорю.

- Где вас нашел Парфенов?

- Да все очень просто. Парфенову обо мне рассказал его друг Маркус Уоррен, с которым мы были знакомы и который в то время возглавил корпункт Daily Telegraph в Москве. Речь шла о новом проекте на НТВ, и высказывалось желание, чтобы одна из ведущих была чеченкой, ведь ненормально, когда в многонациональном государстве нет никого, кто бы представлял "самую проблемную" национальность. Тогда Маркус и сказал, что знает очень хорошую девушку. То есть - меня. Так я попала на канал. Возможно, руководство хотело этим шагом как-то изменить ситуацию.

- Но ситуация в Чечне от этого, похоже, не изменилась, зато круто изменилась ваша судьба и жизнь всей вашей семьи. Скажите, как вам живется здесь, в столице?

- Как и многим. Мы снимаем квартиру. До рождения моего ребенка сестра работала, мама работала, сейчас я работаю, брат учится. Папа у нас уже семь лет парализован, он, естественно, не работает. Поэтому мы, как вы понимаете, со мной во главе, устроились довольно-таки хорошо для выходцев из Чечни. Ведь так получилось, что здесь училась, жила у дяди, маминого брата. Когда у папы в 1997 году случился инсульт, мы хотели переехать, но врачи категорически заявили, что его ни в какую Москву нельзя везти. А потом в 1999-м началась вторая война, и из Грозного надо было уходить: уже бомбили окраины города. Я как раз была дома на каникулах. И вот с парализованным отцом нам пришлось как-то выдвигаться. Сначала уехали в Ингушетию, в недостроенный дом, где не было ничего, даже окон. Потом ударили страшные морозы, спать не на чем, бетонный пол, за водой приходилось ходить за 10 км и носить ее в ведрах на коромысле. Было страшно и жутко тяжело. У мамы не хватало сил все это вытерпеть, и она позвонила дяде, который тотчас сказал: приезжайте. Тогда мы собрались, папу, задействовав кучу народу, с трудом посадили в поезд и приехали в Москву.

- Выходит, что вашей семье пришлось хлебнуть по полной программе во время чеченской войны?

- Нашей семье доставалось еще с советских времен. Дело в том, что мой отец б









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования