Молодежная линия

№ 26 20 июня 2001 г.


В ЕГО НЕЛЕГКОЙ СУДЬБЕ БЫЛО ЛЕГКОЕ НЕБО

22 июня 1941 года - дата начала Великой Отечественной войны... Четыре года несчастий, слез, похоронок, фашистских концлагерей, кровавых боев. Все это выпало на долю старшего поколения.

Взглянуть на войну глазами художника, пережившего ужасы военных лишений, - такая возможность представлялась костромичам в канун Великой Победы: в литературном музее экспонировалась выставка Олега Константиновича Малягина, организованная дочерью художника. И хотя художники народ скудный на похвалы, Олега Константиновича в художественных кругах хорошо знают и ценят. О нем говорят просто: <Малягин - настоящий художник>. Представленные на выставке зарисовки военных лет - документальные свидетельства. Современники художника - солдаты, хлебнувшие, как и он сам, участь концлагерей. Уставшие и измученные люди, порабощенные, но не сломленные. В их взглядах нет злобы и ненависти, чувствуется победа духа, духа добра над духом зла.

По воле судьбы год рождения Олега Константиновича Малягина совпал с годом начала Первой мировой войны, а юность пришлась на Вторую мировую.

Об Олеге Константиновиче его дочь Елена Олеговна (тоже художник) говорит, что отец был молчаливым и очень замкнутым человеком. О годах, проведенных в застенках концлагерей, он практически не вспоминал. На то были причины. Во-первых, все вернувшиеся домой военнопленные давали подписку о неразглашении, а во-вторых, слишком больны и тяжелы эти воспоминания. Именно поэтому художник долгое время держал в стороне от глаз сограждан военные зарисовки, выполненные с натуры. Лишь в канун 30-летия Победы он впервые выставил на обозрение свои работы военных лет.

До войны Олег Константинович Малягин, коренной костромич, окончил фабричную школу заводского обучения № 6, затем Костромской сельскохозяйственный техникум и год проработал землемером.

Художественный дар, которым обладал юный землемер, привел его в художественную школу Николая Павловича Шлеина. В 1934 году он поступает учиться к Шлеину, а по окончании учебы трудится художником в цехе ширпотреба фанерного завода. В армию художника призвали в 1936 году. Отслужив в пограничных войсках срочную службу, он остается в армии на два года, где работает вольнонаемным художником 145-го стрелкового полка. Летом 1940 года возвращается в родную Кострому, а осенью того же года его призвали на курсы повышения младшего командного состава. В первые дни войны младший лейтенант Малягин - командир взвода связи на пограничной заставе в районе Западной Белоруссии, попал в самую кущу военной заварухи. Приграничная полоса основной огонь первых дней войны приняла на себя по полной программе. Когда тяжелораненый боец Малягин очнулся, он увидел голубое небо, солнышко и немецкого солдата, стоящего над ним с пистолетом. Гитлеровец стрелять не стал. Раненого Малягина вместе с другими такими же солдатами забросили в грузовик, и началась лагерная эпопея - 12 лагерей Польши и рейха. Выжить в аду концлагерей и остаться в душе добрым, мягким и порядочным человеком, скорее всего, помог Малягину его дар художника, который видит мир через призму духовности.

Позже, когда лагерная жизнь останется позади, находясь в Австрии в госпитале, Малягин в своем дневнике напишет: <Что такое было бы со мной, если бы я не имел моего слабого дарования. Это единственное мое утешение в жизни, это моя единственное жизнь, единственный смысл моей жизни. 1 декабря 1945 г. Австрия>.

Что пришлось перенести и пережить пленным в фашистской неволе - об этом свидетельствует документальная хроника. Первые лагеря фашисты возводили под открытым небом. Клочок земли, огороженный колючей проволокой, за которой содержались пленные. Спать приходилось на голой земле. Растительность огороженной зоны была буквально выкорчевана. Пленные были рады любой травинке, которую можно было сорвать и съесть, дабы не умереть с голода. Позже появились бараки и скудный лагерный паек. В документальной повести <Человек № 21001> писатель Владимир Кондрашов описывает: <Каждому выдавали по литру теплой подкрашенной воды и на четверых круглый каравай хлеба. Каждая четверка резала хлеб крест накрест на четыре части. Хлеб был черный









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования