Молодежная линия
| №3 15 января 2004 |
ПОЙМАТЬ ЗА ХВОСТ ЖАР-ПТИЦУ Мы часто говорим: "образность", "образный язык", "свежий образ", и не задумываемся над тем, как много значит образ. В пользу того, что праязык человечества когда-то был единым, говорит наличие общих образов у разных народов. Международный язык образов не требует перевода, он един. Многие образы "приелись", как газетные штампы, и читатель -- гурман от литературы -- желает радоваться свежим образам, новому осмыслению происходящего вокруг, поэтому требование к образности литературного языка -- одно из основных для писателя, в еще большей степени -- для поэта. Если в тексте отсутствует образность -- текст не художественный, "сухой". Для писателя найти точный, яркий, свежий образ равнозначно тому, как поймать за хвост жар-птицу. Можно привести в пример образ кентавра. Образ несёт ореол романтики и таинственности, однако, если внимательно почитать мифы древней Греции, давшие миру этот образ, то окажется, что ни того, ни другого в кентавре нет. Кентавр -- неизменный спутник Диониса, бога виноделия, т.е. типаж, "закладывающий за воротник". Тонкий юмор у автора мифов! Свойство спиртного усиливать (простите) мужскую потенцию (выпил -- и жеребец!) он воплотил в образе полуконя-получеловека. Здесь два образа в одном. Пьяница -- наполовину рабочая лошадь, самая дешевая рабочая сила. Удачный образ -- дорогое приобретение. Порой люди вспоминают имя автора лишь в связи с найденным им удачным образом, часто образ далее живет самостоятельной жизнью, живет дольше, чем имя автора и его произведение. Молодые люди, пробующие в себя в литературе, как правило, забывают об этом. Читая их строки, радуешься и малым находкам. К счастью, они есть. В стихотворении "Прости" Мининской Наташи из Судиславля есть такие строки (о любимом): Ты солнца лучик на моей ладони, Ты слезинка на моей щеке. Ты не бойся, я тебя не трону, Я совсем не такая, как все, И твою паутинку счастья Не буду касаться рукой... Что ни строчка -- то образ. Грамотности, в смысле теории стиха, автору явно недостает, но это -- преходяще, опыт с годами придет. Главное, что присутствует поэтическое видение. Антон Юрьев из Костромского района со стихами прислал письмо: "Стихи начал писать недавно, опыта у меня маловато. Вспомнил, что есть такая газета и такая страничка, где поэты (каковым пока себя не считаю) могут обратиться к народу. Решил написать и спросить совета: заниматься стихотворчеством дальше или нет? В общем, немного критики с вашей стороны и со стороны знакомых не помешает. Постарался выбрать лучшее, что написал. А вот имеют ли эти муки творчества право на жизнь, решать вам". Антон, на вопрос "заниматься ли дальше стихотворчеством?" и вам, и всем другим, пробующим себя на этом поприще, ответить можно только однозначно: заниматься! Работа над стихами развивает речь, обогащает лексикон, учит умению выразить себя в слове. Все это вам в жизни пригодится, даже если классиком вы не станете. Поэтому -- пишите, чем больше, тем лучше. В стихах Антона есть слабые места, но сегодня речь о другом. Образный мир у молодого автора свой, неповторимый. Судите сами. Экономя место, процитирую только некоторые строки из стихотворения "Темно и сыро". "Легкая вуаль открыла притаившееся чудо", "Проклятый дождь смывает небеса", Темно и сыро. Каплет жизнь моя, В потоке мутном капля затерялась; И поломались два моих крыла, Их раскидал в округе мокрый ветер. Последний образ не нов, но это тоже образ. Надежда Новая из Антропова в затертом образе "две стороны одной медали" нашла свое видение: У любви две стороны, Словно у медали: На одной есть я и ты, На другой -- печали... В стихотворении "Месть" Юлии С. (фамилию она не написала) автору тоже удалось "поймать за хвост жар-птицу": Слепая ярость плетью Карающею стала, Она не видит боли, Не замечает смерть И черная обида Тяжелым покрывалом На плечи опустилась, Но не смогла согреть... Жар-птица в русских сказках -- это тоже образ, образ счастья. Литературные находки -- авторское счастье. Будьте счастливы! |