Молодежная линия

№ 25 14 июня 2001 г.


Читатель предупреждает...СКОРО НАШИХ ДЕТЕЙ БУДУТ УЧИТЬ ТОЛЬКО СТУДЕНТЫ

Первый год я работаю учителем в школе. Первый и, возможно, последний. Год назад почти все мои сокурсники, выпускники КГУ им. Н.А.Некрасова, решили: работать где угодно, но только не в школе! И стали официантами, барменами, воспитателями, продавцами, предпринимателями... Всего несколько человек, воодушевленных профессиональным чувством долга и еще Бог знает чем, пошли работать по специальности <учитель>. В их числе оказалась и я.

А легко ли быть молодым учителем? Знать, каково сейчас работать в школе - это одно, а вот испытать это на себе и увидеть все школьные проблемы изнутри - это совсем другое.

Во-первых, молодому специалисту нужно выбирать из двух зол меньшее: или вести 18 часов в неделю (т.е. ставку) и получать оклад 527 руб. (по 10-му разряду), или брать 1,5-2 ставки, получать побольше и жить, практически не выходя из школы. Конечно, имея ставку, можно найти подработку в другом месте или, например, учиться одновременно дальше - в аспирантуре. Но тогда отношение к вам администрации во многих школах изменится не в лучшую сторону. Ну, а вести 30 часов и больше - нужно иметь недюжинную выдержку, стальные нервы и крепкое здоровье. Обычно это две смены, т.е. с утра до вечера - в школе, иногда по 7-8 (а то и 9) уроков в день. После такого дня вырабатывается стойкая апатия ко всему окружающему миру. А после проверки громадной пачки тетрадей и вовсе отпадает желание жить. Уроки тоже готовить нужно: просто так, с учебниками, в класс не заявишься. Тут возникает еще одна проблема: учитель я молодой, опыта никакого, в библиотеки ездить времени нет, надо бы покупать специальную методическую литературу. А деньги на методлитературу не выплачиваются с 1996 г.

На совещании учителей-словесников в августе, перед началом учебного года, в ответ на предложенные работниками методцентра купить новинки, одна из учительниц встала и сказала: <А на какие деньги нам эту литературу покупать?!> В зале воцарилась тишина - минута молчания по деньгам, канувшим в Лету.

На молодого учителя сваливается и еще одна проблема: классное руководство. Поначалу я просто не знала, за что хвататься: то ли собирать деньги в фонд школы, то ли ходить по семьям и составлять социальный паспорт класса (данные о ребенке и его родителях), то ли засесть за план воспитательной работы на год и так до бесконечности. Прибавьте еще к этому: мероприятия в классе, дежурство по школе, ответственность за кабинет, родительские собрания и много-много еще всего. В голове каждый день - тысячи проблем. Каждый ребенок из твоего класса - твой в буквальном смысле. Кто-то прогулял, кто-то неуспевающий, кто-то пришел без сменной обуви, кто-то подрался и т.д. и т.п. - все выговоры и нарекания пойдут в адрес руководителя класса. Чего только не приходится делать! Бывает и такое, что учителя ходят в семьи алкоголиков или спасают ребенка от наркомании. Ведь ты взял класс - взял, значит, ответственность за каждого. Ко всему прочему, школа - это прежде всего дети. А дети бывают разные. Хорошо, если повезет, и класс достанется замечательный. А если класс - оторви и брось? И каждый день идешь туда, как укротитель?

Самое отрадное во всей этой кутерьме, проблемах и сложностях - когда добиваешься доверия и уважения класса. Когда тебя слушают, затаив дыхание, когда дети стараются и хочется для них проводить необыкновенные уроки. Но как этого добиться в таких условиях? Большинство моих сокурсников из школ ушли в течение года или собираются уходить сейчас, по его окончании. А кто же пойдет работать в школы? Пожилые учителя стареют, уходят на пенсию; учителя среднего возраста уходят, если подворачивается более перспективная работа - им не прокормить своих детей на жалкие учительские копейки; молодые учителя и вовсе долго не задерживаются, хлебнув школьных проблем сполна. И все больше в школах студентов, которые подрабатывают во время учебы, чтобы потом уйти, а настоящих учителей все меньше...

В других регионах, городах учителям доплачивают. У нас об этом никто и не заикается. Скоро наших детей, если не изменится ничего в жизни учителей, просто некому будет учить. Учитель сейчас - самая непрестижна









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования