Молодежная линия
| №27 3 июля 2003 |
ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ ПОДНЯЛ ОДНОСЕЛЬЧАН ПОСМОТРЕТЬ НА СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ Виктор Леонидович Иванов -- сельский учитель. Преподает в Иконниковской средней школе физику и информатику. Пока есть такие педагоги, как Виктор Леонидович, школа жива, считают его коллеги. Сама к школе, в которой раньше учился, а теперь работает, относится трепетно. Так же как и к своим любимым предметам: физике и астрономии. -- Виктор Леонидович, сейчас наоборот, закончив педуниверситет, в школу-то не очень стремятся, а в сельскую школу работать и подавно. Вы хотели стать сельским учителем? -- Дело в том, что я родом из Сенцов, сельский житель. Школу, последние два года, заканчивал в Иконниково. Когда я пришел сюда учиться, мне школа очень понравилась. Уходить после её окончания было тяжело. Тянуло в школу. На последнем курсе института пришел сюда на практику, а после вуза работать вернулся. -- Вам, выпускнику сельской школы, тяжело было поступить в вуз? -- В то время на физмат в Костромской университет конкурса практически не было. -- Вы пошли на физмат только из-за того, что не было конкурса? -- Для меня физика была самым интересным предметом. Увлекся еще до того, как мы стали ее в школе по программе изучать. Это был класс 4-й. На чердаке откопал старый учебник -- раздел электротехнических явлений... Интересный учебник попался. -- Только теоретически физические явления изучали или практически тоже что-то изобретали? -- Родителей разорил -- конструкторы покупали. Опыты ставил. Электролиз делал дома. Философский камень получить, конечно, не пытался, а вот электротехникой занимался. Приемник с передатчиком сконструировал, когда в старших классах учился. Даже транслировали песни Владимира Высоцкого на дереве. Правда, никто из односельчан не понял, что это не по центральному радио передают. -- Говорят, что вы еще астрономией увлекаетесь? -- Это отмазка. Вечером, когда спрашивают, куда пошел, говорю -- пошел на луну смотреть. Не говорить же, что на свидание. Пошел на луну смотреть. А если серьезно, здорово ведь увидеть то, что видели далеко не многие, заглянуть в такие дали, откуда свет идет миллионы лет, увидеть процессы, грандиозные по земным меркам, которые на Земле никогда не происходят. -- И вы такие наблюдали? -- Например, падение кометы на Юпитер. Саму комету я не видел. Она упала с обратной стороны. Но пятна, которые образовались на Юпитере от ее падения и которые по своим размерам сравнимы с размером Земли, они в мой телескоп замечательно были видны. -- Телескоп сами собрали или покупали? -- Сначала у меня был самодельный, а потом купил. -- Наверное, дорого стоит? -- Дорого, хотя я его покупал с рук. В 92-м году, когда я его приобрел, он стоил 9 тысяч. Я тогда в 10-м классе учился. -- Родители не сопротивлялись, что деньги такие на телескоп потратили? -- Половину я сам заработал на уборке льна. Лето на льнокомбайне работал, а половину Родители мне половину добавили. -- Сейчас астрономию в школе не преподают. Возможно, сегодняшнему поколению астрономия, звезды, романтика вовсе не нужны? -- На мой взгляд, астрономия -- предмет нужный. Мировоззрение расширяет. Только изучать его нужно в 8-9-х классах -- возраст самый подходящий. Ко мне ребята девяти-одиннадцатиклассники по вечерам приходят. Я им рассказываю, когда события интересные можно будет понаблюдать. И про явления рассказываю. Даю список событий на ближайшее время. Недавно было прохождение Меркурия по диску Солнца. Было видно, как Меркурий проецируется на диск Солнца. Удалось понаблюдать. -- А откуда вы узнаете, когда какое событие произойдет? -- Это все рассчитано. В книгах можно прочесть. У меня на компьютере замечательная программа есть, позволяющая рассчитать и определить, когда и что должно случиться. -- Солнечное затмение наблюдали? -- Видел дважды, но оба раза частные. Лунное затмение наблюдал. Есть даже фотографии. 31 мая ездил в Кострому, хотел пофотографировать комету, да погода подвела. Буквально секунд на десять солнце выглянуло, но этого времени не хватило, чтобы навести телескоп. -- Для чего вам это? Хотите новую звезду от |