Молодежная линия

№24 12 июня 2003


ЛЕОНИД ЛЕОНОВ -- О ТВОРЧЕСТВЕ (Литературный ликбез)

Настоящий большой писатель может родиться лишь из большого

человека. Ведь литература -- это большая любовь к своей стране,

это желание НЕ ПОЛУЧАТЬ, А ДАВАТЬ, это путь человека, на который с

особой ревнивой надеждой смотрят миллионы сограждан. Обывателю и

ремесленнику в литературе делать нечего, кроме расхожей

журнально-газетной поденщины.

В рецептуре создания литературы талант занимает по меньшей мере

процентов шестьдесят, а остальные сорок приходятся на знания,

творческую волю, работоспособность и множество других качеств...

Разумеется, не меньше таланта писателю положено иметь ум, совесть

и душу.

...Для того, чтобы писать хорошо, надо писать много. Речь идет не

о множестве вещей, а о количестве работы над каждой. ...Нам нужна

большая предварительная работа над жизненным материалом, над

композицией произведения, чтобы облегчить читателю восприятие

рассказанного, чтобы передать последовательно логику события.

Значение книги мерится количеством работы, которое она может

произвести в умах человечества для его дальнейшего прогресса.

Очень важно для молодого писателя иметь возможно больше знаний о

мире, ненасытного интереса к окружающему... Бич начинающих

молодых писателей, авторов одной-двух книг, -- ограниченность

кругозора.

Литература должна стоять на уровне величайших событий времени,

это важнейший инструмент прогресса. Нам нужно добиться в меру

наших сил такого уровня нашей литературы, чтобы стыдно было не

переводить нас на языки всех стран и народов, чтобы было стыдно

не читать нас, как стыдно, например, не знать Достоевского и

Толстого.

Профессия писателя тем и отличается от других, что он работает

ВСЕ ВРЕМЯ; что бы он ни делал, дома или на улице, -- он изучает,

наблюдает, формулирует. В меру возможности будьте в курсе всех

достижений ведущих наук -- от астрофизики до биологии, изучите

какое-нибудь дело досконально.

... Я не очень уверен в полезности неимоверно разросшегося

института редакторов (и в количестве и функциях), потому что

практика показывает, что они подчас занимаются работой,

обязательной для самого литератора. Тем самым редакторы эти и

лишают молодых литераторов той пользы, которая происходит от

самоличного осознания допущенных погрешностей. Бывает так, что

отчаяние по поводу незрелости выпущенной книги может послужить

могучим толчком к дальнейшей работе. Они мешают молодым

литераторам самостоятельно осознавать свое несовершенство, свои

ошибки молодости. Я бы поубавил роль этой космической редактуры.

И пусть писатель полностью платится за свои неточности и

погрешности перед публикой, как за свою неопрятность или

неряшливо застегнутые пуговицы.

Ко всем критическим оценкам, положительным и отрицательным,

нужно относиться так же весьма критически. Общеизвестен вред

захваливания, хотя еще вредней обходиться вовсе без похвалы. У

людей, склонных под влиянием фимиата утрачивать хотя бы временно

реальное понимание литературного процесса, это прямым образом

ведет к зазнайству, к мании литературной непогрешимости,

связанной с утратой зрения на самого себя...

... Не доверяйте похвале, воспринимайте ее иронически, но не

доверяйте так же и литературной брани, в особенности когда у

вашего критика выступает пена на губах... ...Елей, в изобилии

проливаемый на письменный стол, так же затрудняет творческий

процесс, как дёготь. Лучше всего вырабатывайте в себе самом

способность критической самооценки, критерий анализа своих

рукоделий. Это избавит вас от опасных колебаний в оценке своих

возможностей.

Правда, это достигается очень большой, интенсивной ежедневной

работой, умением сделать выводы из мимолетных затруднений, не

любоваться своими, пускай несомненными, но преходящими успехами,

а осознанием своих промахов, неудач, слабостей. Таким образом

вырабатывается УМЕНИЕ, и оно никому не даётся сразу.

Ремесло писателя, говоря в узкопрофессиональной среде, мне

кажется очень близким к ремеслу следователя. Нужно уметь

обследовать определенный кусок жизни, изучить его во

взаимодействии всех процессов и затем представить читателю

готовый мат









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования