Молодежная линия

№4 23 января 2003


Галина Джугашвили: <У ДЕДА НЕ ЗРЯ ПСЕВДОНИМ СТАЛИН:>

Галина Яковлевна Джугашвили - внучка Сталина, дочь его старшего сына Якова Джугашвили. Писатель-прозаик. Живет в самом центре Москвы, почти на Лубянке. Конечно, ее память хранит немало тайн. Еще бы, такая семья! Но вроде бы обо всем уже писали, и об отце, и о деде. Хотя из первых уст все равно хочется узнать как можно больше. Интересно, что происходит необычного в ее жизни?

- Галина Яковлевна, расскажите немного о себе, о своем творчестве.

- Первой я опубликовала биографическую повесть, которая вышла в издательстве <Олимп>. Название придумал главный редактор: <Дед, отец, ма и другие>. Потом я стала писать рассказы, которые печатались в различных изданиях. Надеюсь в скором будущем объединить их в книгу, даже название уже есть: <Пейзаж для темных обоев>.

- Наверное, вам надоели журналисты, постоянно спрашивающие вас об отце. Но как же говорить о тайнах и не упомянуть о нем?

- Все, что связано с моим отцом, с самого начала казалось немного странным. Я никогда не принимала официальную версию его судьбы. Сомнения появились сразу после того, как я увидела фотографию человека на проволоке. Мне тогда было 28 лет, мама уже умерла, и сначала эта фотография произвела на меня жуткое впечатление. Только потом я сообразила, что на ней не видно лица! Почему это мой отец? Это мог быть кто угодно! Ко мне не раз приходили незнакомые люди, которые якобы видели его и даже чуть ли не дружили с ним в то время, когда отец был в плену. Но в их рассказах можно было обнаружить множество нестыковок, несовпадений. Например, некто Ужинский утверждал, что находился с моим отцом в одном лагере. Несколько газет опубликовали статьи, в которых описывалось, как он оказался в одном бараке с отцом. А перевели отца в тот барак, где содержался Ужинский, из-за эпидемии тифа. Почему из-за тифа переводят в другой барак, непонятно! И вот они в течение месяца жили рядом и очень дружили. Судя по всему, условия содержания там, в отличие от прочих лагерей, были намного лучше. Ужинский якобы привлек отца к вытачиванию шахматных фигур в мастерской: немцы весьма охотно меняли шахматные фигурки на продукты. Еще этот человек рассказывал, что папа - патриот. Он презирал немцев, был человеком честным и смелым. Ужинский говорил о нем много хорошего, но ничего конкретного! Я изо всех сило пыталась выудить у него хоть что-то существенное. Он же вилял и так и сяк, пока наконец с трудом не вспомнил, как Яков мечтал о собственмном автомобиле. Как будто отец говорил: <Вот кончится война, куплю машину!> Но машина-то у папы была! Любимая машина, прозванная Галкой из-за своего черного цвета. По-моему, меня назвали Галиной именно в честь этого автомобиля. Я сказала Ужинскому: <Машина же у него была!> Он растерялся: <Может, он вторую хотел купить? Побывал за границей, насмотрелся на иностранную жизнь, иностранные автомобили:>

Тогда мне не приходило в голову, что папа мог вообще не быть в плену. Но то, что большинство людей, якобы видевших, общались не с ним, а с кем-то похожим, если не сказать, двойником, я понимала. Прожить месяц в одном бараке и не поговорить о чем-то личном, не вспомнить о семье - не может такого быть! Тем более что Ужинский детально описывал все подробности лагерной жизни, но совершенно не помнил разговоров о семье. Как-то я спросила: <Ну вы хотя бы иногда вспоминали о семьях?> - <Вспоминали>. - <И что же?> - <Все самое хорошее!> Вот вам и ответ!

- Значит, сейчас вы еще больше укрепились во мнении, что все, кто видел в лагерях Якова Джугашвили, имели дело с другим человеком?

- Я абсолютно уверена, что те люди, с которыми я говорила, общались не с моим отцом. Более того, все документальные подтверждения - подделка. Например, генерал Стефанович, югослав, каким-то образом освобожденный из лагеря, потом всем показывал свой дневник, где рукой Якова был написан наш адрес. Но там нет и тени старания подделать подпись! Это даже не сфальцифицировано, а просто написано другим человеком.

- Во время войны вы вместе с матерью жили в Кремле?

- Сначала в Кремле, затем эвакуировались в Самару (бывший Куйбышев), а потом, когда маму посадили в тюрьму, меня взяла к себе Св









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования