Молодежная линия
| №11 13 марта 2003 |
МАСЛЕНИЦА С... ШАШЛЫКАМИ В русском народе дух массовых гуляний неистребим. О гуляньях наших предков на Масленицу или, скажем, на Троицу мы знаем лишь из книг преданий, мало где традиции сохранились в живом виде. А вот о том, как гуляли наши родители, бабушки и дедушки, мы знаем: они ходили на демонстрации и парады. Хотя их идея и отличалась от идей предков, но толпа была такая же радостная. Люди так же радовались возможности собраться вместе, попеть на улице песни, а потом выпить и закусить. Сегодня демонстрации тоже ушли в прошлое, а на смену им пришли когда-то забытые, а теперь востребованные народные гулянья. По-другому и быть не могло, ведь людям, а сегодня тем более, хочется ощутить чувство коллектива. И действительно, в это воскресенье в центре Костромы на известной "сковородке" была целая толпа -- все пришли на Масленицу. Толпа-то, конечно, была, а вот единства, ощущения родства всех со всеми не было. А все потому, что, во-первых, на празднование люди шли или компаниями, или семьями, т.е. уже коллективом. Во-вторых, народные коллективы, выступавшие на сцене, конечно, собрали зрителей, но ни у кого, как мне показалось, не появилось желания подхватить их песни или пуститься в пляс. Может, не те песни были? А в-третьих, и самое главное, детский смех главную площадь города, к сожалению, не оглашал, ведь, кроме одного-единственного железного паровозика да пони, никто заниматься досугом малышей не собирался. Мы все, наверное, видели фильм Н.Михалкова "Сибирский цирюльник", и образ настоящей Масленицы с огромными ледяными горами, петрушками и хлопушками остался у каждого. От этой Масленицы я ждала чего-то подобного. Жаль, но не получилось. Упущены были организаторами возможности сделать праздник веселее и массовее, и поскольку народу заняться было нечем, в ход шли закуски и выпивка. Решив присоединиться к народу, я пошла искать блины. Нашла не сразу, и только в одном месте. Но оказалось, что вместо царства блинов на "сковородках" господствовали шашлыки. Причем, продавали их брюнеты с кавказским акцентом, а не русские красавицы в сарафанах и валенках. И вообще я заметила, что традиционные символы Масленицы все больше вытесняются различными новомодными штучками: на головах вместо кокошников -- поролоновые уши, вместо забористых частушек -- фальшивое караоке, вместо блинов -- шашлыки. И это не случайно, ведь мало кто из гуляющих и участников праздника задумываются о смысле Масленицы. Например, когда я подошла к одному из продавцов шашлыков с вопросом: "Почему на Масленицу вы продаете лишь шашлык", ведь по традиции в этот день нужно печь блины, а мясо есть не разрешается?", он ответил: "Народ любит шашлык -- мы его продаем, а Масленица это или Новый год, роли для нас не играет". Есть некая странность в том, что обряд-то возрождается, а вот смысл его так до сих пор и не воскрес. Жаль, что чувство коллективизма у народа сопровождается не жаждой познаний традиций и обычаев, а лишь желанием повеселиться. Дарья Татьяничева. |