Молодежная линия

№11 13 марта 2003


МАСЛЕНИЦА С... ШАШЛЫКАМИ

В русском народе дух массовых гуляний неистребим. О гуляньях

наших предков на Масленицу или, скажем, на Троицу мы знаем лишь

из книг преданий, мало где традиции сохранились в живом виде. А

вот о том, как гуляли наши родители, бабушки и дедушки, мы знаем:

они ходили на демонстрации и парады. Хотя их идея и отличалась от

идей предков, но толпа была такая же радостная. Люди так же

радовались возможности собраться вместе, попеть на улице песни, а

потом выпить и закусить.

Сегодня демонстрации тоже ушли в прошлое, а на смену им пришли

когда-то забытые, а теперь востребованные народные гулянья.

По-другому и быть не могло, ведь людям, а сегодня тем более,

хочется ощутить чувство коллектива.

И действительно, в это воскресенье в центре Костромы на

известной "сковородке" была целая толпа -- все пришли на

Масленицу. Толпа-то, конечно, была, а вот единства, ощущения

родства всех со всеми не было. А все потому, что, во-первых, на

празднование люди шли или компаниями, или семьями, т.е. уже

коллективом. Во-вторых, народные коллективы, выступавшие на

сцене, конечно, собрали зрителей, но ни у кого, как мне

показалось, не появилось желания подхватить их песни или

пуститься в пляс. Может, не те песни были? А в-третьих, и самое главное,

детский смех главную площадь города, к сожалению, не оглашал,

ведь, кроме одного-единственного железного паровозика да пони,

никто заниматься досугом малышей не собирался. Мы все, наверное,

видели фильм Н.Михалкова "Сибирский цирюльник", и образ настоящей

Масленицы с огромными ледяными горами, петрушками и хлопушками

остался у каждого. От этой Масленицы я ждала чего-то подобного.

Жаль, но не получилось. Упущены были организаторами возможности

сделать праздник веселее и массовее, и поскольку народу заняться

было нечем, в ход шли закуски и выпивка.

Решив присоединиться к народу, я пошла искать блины. Нашла не

сразу, и только в одном месте. Но оказалось, что вместо царства блинов на "сковородках"

господствовали шашлыки. Причем, продавали их брюнеты с кавказским

акцентом, а не русские красавицы в сарафанах и валенках. И вообще

я заметила, что традиционные символы Масленицы все больше

вытесняются различными новомодными штучками: на головах вместо

кокошников -- поролоновые уши, вместо забористых частушек

-- фальшивое караоке, вместо блинов -- шашлыки.

И это не случайно, ведь мало кто из гуляющих и участников праздника

задумываются о смысле Масленицы. Например, когда я подошла к одному

из продавцов шашлыков с вопросом: "Почему на Масленицу вы

продаете лишь шашлык", ведь по традиции в этот день нужно печь

блины, а мясо есть не разрешается?", он ответил: "Народ любит шашлык -- мы

его продаем, а Масленица это или Новый год, роли для нас не

играет". Есть некая странность в том, что обряд-то возрождается,

а вот смысл его так до сих пор и не воскрес. Жаль, что чувство

коллективизма у народа сопровождается не жаждой познаний традиций

и обычаев, а лишь желанием повеселиться.

Дарья Татьяничева.









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования