Молодежная линия

№10 6 марта 2003


ИРИНА СЕРГЕЕВА: <ЛУЧШИЕ РАБОТЫ - ВПЕРЕДИ!>

Еще в 80-е годы века минувшего заявлять себя как художника, создающего иконы, было сложно, да и небезопасно. Сегодняшним художникам ничего не грозит, и иконопись привлекает все больше внимание общественности и самих создателей. Но керамические иконы по-прежнему остаются уникальным явлением. В Костроме, например, этим нелегким видом искусства владеет единственная художница - Ирина Сергеева.

- Ирина, если бы вы вздумали писать о себе, то как бы определили жанр ваших работ?

- Никогда бы не стала о себе писать. А на выставке это звучит так: <Иконописный раздел. Работы в технике керамика, надглазурная или подглазурная роспись>. А если просто - керамика.

- И где вы научились этому чуду?

- Самые азы керамики давали в художественной школе в Омске, я оттуда родом. В Ярославском художественном училище, где я училась, - нет. В моем дипломе записано <художник-оформитель>. Очень многому меня научил мой свекор, костромской художник _________ Сергеев. Его образование с моим не сравнишь: Питер. Если б не в Костроме жить, то только в Питере. А вообще я здесь уже 14 лет. Двенадцать икон сделано за это время.

- Так, значит, дух иконно-керамического творчества Кострома в вас пробудила?

- Мой родной Омск очень большой город, а храмов почти нет. Кострома сразу же притянула меня своей атмосферой домашности, уюта. Здесь проедешь пару остановок - и уже дома. Кострома поражает изобилием храмов. <Кострома богохранимая> - это точно. Я начала работать в детской студии. Так само собой и пришло.

- Помните выражение <путевка в жизнь>. У вас такая <путевка> была?

- Наверно, это моя самая первая икона - <Георгий Победоносец>. Мне очень хотелось писать икону и чтобы она непременно висела снаружи, на храме. Однажды в мастерскую зашел отец Олег Новиков, настоятель храма химучилища, и: предложил сделать Георгия Победоносца на звонницу химучилища. К приезду Патриарха, когда колоколенку освещали, икона уже висела на отведенном месте, снаружи. Я посмотрела: высоко висит. На своем месте.

- Вы давно плакали из-за своих работ?

- Осенью 2001 года, в Москве, когда поставила свои работы в печку. В Москве есть комбинат, где находятся творческие мастерские керамистов. Там созданы идеальные условия для работы. И вот меня впервые в жизни от Союза художников пригласили туда поработать. Керамика - непредсказуемый вид искусства. Тут очень большой процент риска и много отходов. Слепил - теперь надо высушить, чтобы трещин не было. Надо расписать так, чтобы красиво лег глазурный затек, цвет, а цвет при обжиге меняется, и на каждый оттенок нужна своя температура. В огромных московских печах обжиг занимает 4-5 дней, и его результат не зависит от твоего мастерства. Со мной работали женщины - народные художники, керамисты высочайшего класса. Они делали огромные лепные вазы. Расписали их: и достали из печи с убийственными трещинами! Из трех моих работ получилось две, и эти две работы я тоже переделывала дважды. Это была икона святого Макария Унженского Желтоводского.

- Нелегко, наверно, было работать бок о бок с народными и заслуженными?

- Московского снобизма я не почувствовала. Поначалу меня просили, что я закончила - и оказалось, что <Ярославское училище> - это очень даже достойный ответ. Я ставила работы в печку, плакала и молитву читала на начало хорошего дела. Так вот, мой первый обжиг был удачный! Профессионалы увидели, как у меня хорошо обожглась, и говорят: <Мы в следующий раз свои работы поставим рядом с твоими!> Конечно, мне очень не хотелось в грязь лицом упасть. Но хороший обжиг - это, по большому счету, улыбка удачи.

- Не упали: в грязь?

- Очень нервничала. Весь поток подобрался сильный, москвичи. Многому у них научилась. Но и они делали мне комплименты: <Ой, и как ты добилась этого цвета? Как у тебя сохранился вот этот оттенок?> Пожалуй, не упала в грязь лицом. Мне в середине работы пришлось уехать, и я не смогла отчитаться. Москвичи за меня и отчитались, мои работы выставили, потом все упаковали. Когда я открыла свои работы в Костроме, то обнаружила эксклюзивный авторский подарок от тех, с кем делила в Москве мастерскую - шикарное платье.

- Как вы









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования