Молодежная линия

№6 6 февраля 2003


МАЭСТРО И ЕГО "МЕЧТЫ"

Музыканту, поставившему альт в один ряд с другими сольными

инструментами, лауреату международных конкурсов, обладателю

несчетного количества премий, наград и почетных званий, Мастеру с

мировым именем -- Юрию Башмету 24 января исполнилось 50 лет. К юбилею выдающегося музыканта издательство "Вагриус" выпускает его книгу, названную

так же, как и популярная у интеллектуалов авторская телепрограмма

"Башмета", -- "Вокзал мечты". Вот отрывок из этой книги о великом

пианисте Святославе Теофиловиче Рихтере, который на протяжении

многих лет был для Башмета учителем и кумиром.

Как-то в Париже Святослав Теофилович предупредил, что он не хотел

бы, чтобы во время концерта его фотографировали из зала со

вспышкой, это его отвлекает. Но когда он вышел на сцену, в момент

поклона увидел по пояс торчавшего из оркестровой ямы фотографа,

который готовился его снимать. Рихтер, поклонившись, приблизился

к нему, опустился на корточки и шепотом сказал: "Вы знаете, я

просил, чтобы фотографа не было". Он был очень тактичным

человеком и невероятно боялся обидеть кого-либо, что не исключало

твердости... Фотограф же, молодой парень, ответил, что он получил

разрешение дирекции. Поэтому, мол, все в порядке.

-- Да нет, не в дирекции дело, -- продолжал Рихтер, -- это я

просил, чтобы не было фотографов, я лично, поэтому прошу вас уйти.

-- Нет, нет, у меня разрешение дирекции, это моя работа. Я

останусь.

-- Ну, в таком случае уйду я.

Фотограф ничего не ответил, была пауза, после чего Рихтер

развернулся и ушел со сцены. Далее я прямо вижу, как это

произошло. Он снял с вешалки свой плащ, вышел на Елисейские

поля... Моросил дождик, он прошел несколько сотен метров, и тут

его догнала мадам -- это была его многолетняя представительница в

Париже, упала на колени прямо в лужу и сказала: "Слава, ты меня

убиваешь! Сейчас будет скандал! Зал ждет! Я тебя умоляю, прости!

Я понимаю, что случилось!"

-- И что, вы вернулись? -- спросил я.

На что он мне ответил:

-- Юра, но это же женщина! Причем, представляете, на коленях,

прямо в луже. Да, я вернулся. Но сказал, что сделаю это при

одном условии: если она выйдет на сцену и расскажет, что

произошло, потому что опять все будут говорить, что Рихтер

сумасшедший или все время придумывает какие-то фокусы. Я же

просил, чтобы не было фотографов, его и не должно было быть.

В результате он вернулся, дама вышла на сцену, объяснила

ситуацию, публика стала свистеть, бросать в нее чем-то -- как же

так, вы обидели такого артиста! После этого начался концерт.

Рихтер отыграл, а потом, уже в артистической, услышал шум и крик

в коридоре, выглянул и увидел, что бьют этого фотографа. Ну, и

тут уж -- тоже типичный Рихтер -- заступился за него...

...Как-то у нас с Маэстро случилось большое турне по Европе.

Передвигались мы вдвоем на машине. Я был шофером и солистом. Он

-- пассажиром и пианистом. Двигались от Москвы к Парижу и по

дороге давали концерты. На обратном пути тоже. Это было

насыщенное турне. И Минск, и Брест, и Варшава, и, конечно, Берлин

и Франкфурт, и, наконец, Париж. Потом еще его, рихтеровский,

фестиваль в Грандж-де-Миле во Франции.

И когда на обратном пути добрались до Вены, отыграв около

двадцати концертов, он мне объявил, что не успевает выучить две

сонаты Кароля Шимановского. Должен сказать, что это технически

архисложные произведения, а ему надо было исполнить их через две

недели, уже на обратном пути -- в Польше. Без меня. Он объяснил

мне это, извинился и сказал:

-- Юра, только вы, пожалуйста, не обижайтесь, но, в общем, я не

рассчитал свои силы, и все. Мне нужно остаться здесь и учить

сонаты Шимановского.

То есть отменялись пять концертов, и мне нужно было возвращаться

домой, в Москву. Честно говоря, я тоже невероятно устал, потому

что ежедневное общение наедине с личностью такого масштаба

требовало невероятной концентрации. Плюс ко всему я помногу

часов в день сидел за рулем, а вечерами мы выступали на сцене.

Поэтому предложение Рихтера не вызвало у меня протеста, скорее, я

почувствовал какое-то облегчение. И тут он неожиданно добави









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования