Молодежная линия

№3 16 января 2003


ВОЗДУШНЫЕ ГИГАНТЫ-2

В июле 1931 года в обращение вновь поступают знаки почтовой

оплаты с изображением гиганта "ЛЦ-127". Серия из четырех марок с

зубцами и без зубцов была приурочена к арктическому плаванию

ледокола "Малыгин", во время которого 30 июля в бухте Тихой

состоялись его встреча и обмен почтой с дирижаблем.

Рейс ледокола "Малыгин", оставивший заметный след в филателии,

примечателен и многими другими фактами. Во-первых, ледокол носит

имя великого костромича Степана Гавриловича Малыгина, родившегося

около 1700 года в Игрицкой волости Костромского уезда. Будучи

начальником западного отдела Великой Северной экспедиции в

1736-1738 годах, он, пройдя от р. Печора до устья Оби, составил

карту северного побережья России. Умер в 1764 году и похоронен в

г. Казани. Во-вторых, на борту ледокола, кроме непосредственных

организаторов и участников эксперимента, находилась и группа

туристов. Среди немногочисленных любителей полярной экзотики

находился знаменитый воздухоплаватель Умберто Нобиле. Одно время

он работал в СССР и принимал участие в проектировании и

строительстве советских дирижаблей.

Во время полета в Арктику на борту "ЛЦ-127" находилась группа

ученых, в составе которой был Э.Т.Кренкель (председатель

правления ВОФ с 1966-ГО по 1971-Й). В бухте Тихой произошло его

знакомство с другим выдающимся полярником И.Д.Папаниным. Будущий

начальник станции "Северный полюс-1" выполнял обязанности

"почтмейстера" на ледоколе и принимал непосредственное участие в

передаче почты.

В октябре 1932 года в почтовых окошках вновь появляется марка с

дирижаблем на фоне строительства Днепрогэса, архитекторами

которого являются братья Веснины: Александр (1883-1959), Виктор

(1882-1950) и Леонид (1880-1933) Александровичи, уроженцы г.

Юрьевца Костромской губернии.

Два года спустя, в октябре 1934 года, повторяется выпуск серии

"Дирижабли СССР". На пяти марках мы видим не только вошедшие в

строй, но и проектировавшиеся воздушные гиганты. Несмотря на

крайне трудные условия, в которых наш народ начал создавать

промышленность, было решено построить эскадру дирижаблей. Для ее

строительства по всей стране проводился добровольный сбор средств.

Создается организация "Дирижабльстрой", которая возглавляла

проектирование, строительство, испытание этих летательных

аппаратов. Первый советский дирижабль был построен в Высшей

воздухоплавательной школе в Петрограде в 1923 году. В разработке

конструкции воздушного корабля принимали участие многие курсанты

школы. 27 ноября 1923 года под управлением пилота В.Нижевского

первый советский дирижабль "VI Октябрь" поднялся в воздух. В том

же году в торжественной обстановке в Москве был заложен новый

дирижабль "Московский химик-резинщик", который строился на деньги

рабочих химической промышленности. "Дирижабльстрой СССР" при

содействии Осоавиахима, ЦАГИ и других организаций в 1927-1935

годах построил и сдал в эксплуатацию несколько крупных

дирижаблей: "СССР-В-1", "СССР-В-2", "СССР-В-3", "СССР-В-4". На

этих воздушных кораблях тренировались, набирались опыта питомцы

Осоавиахима.

В 1935 году в небе страны появился самый крупный советский

дирижабль объемом 19 тысяч кубически метров, длиной 105 и

диаметром 18 метров. Он развивал скорость 113 километров в час. В

1937 году на нем был установлен мировой рекорд продолжительности

полета без дозаправки и смены экипажа. Дирижабль пробыл в воздухе

130 часов 27 минут. Он показан на марке 1938 года в серии

"Авиационный спорт".

Однако дирижаблестроение не получило промышленного размаха. Оно

носило больше учебно-спортивный характер. Дирижабли не нашли

широкого применения в народном хозяйстве. Страна с огромным

напряжением сил развивала самые насущные отрасли промышленности и

не имела возможности выделять большие средства на

дирижаблестроение.

В.Клейменов.









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования