Молодежная линия
| №2 9 января 2003 |
ЕЛЕНА ВОЙНОВА РИСУЕТ... ЧУВСТВА Юбилейный год Костромы для Елены Войновой тоже был особый. Она обрела официальный статус художника -- закончила художественно-графический факультет Костромского госуниверситета. Но, говорят, художником надо родиться. Родилась Елена в Кинешме. Закончила Ивановское художественное училище по прикладному дизайну. Волей судьбы оказалась в Казахстане сразу же после училища. Пошла работать в Карагандинский кукольный театр. "Люблю не только рисовать, -- говорит она, -- но и создавать задуманный образ из материала. Оттого и в рисунках моих фактурность". Я люблю жизнь, а в ней больше всего -- рисовать. Люблю писать маслом. Когда не хватает жизненной наполненности, берусь за цветной карандаш и рисую сказки". Еще задолго до получения диплома Елена заявила о себе, как художник своеобразный, с философским уклоном. На её счету более 10 персональных выставок, три из них -- в Костроме. Творчество этой молодой художницы воспринимается зрителями с интересом. При осмотре выставки они, как правило, возвращаются к уже виденным картинам, находят в них что-то новое для себя. И совсем не потому, что на полотне изображена какая-то "заумь", как бывает у "сверхавангардистов": когда что-то вроде зигзага подается как вселенское явление. А что зритель этого не понимает, так он, дескать, недорос до авторского замысла. У Елены Войновой такого нет. Ее искусство можно отнести к наивному -- примитивистского направления, с характерными для него нарушением пропорций, плоскостным изображением. Однако есть у Елены своеобразие, зовущее людей неоднократно к полотну. Вот на картине ночная деревенская глушь с месяцем в избе, с одинокой избой и двором... Прозрачно-сонная тишина. И над всем этим -- летящий ёжик. Это удивляет. Затем замечаем, что у ёжика-то человеческое лицо. Грустно-беспокойные глаза его как бы предупреждают: берегите этот покой. А рядом картина заставляет улыбнуться, ощутить праздник вместе с теми бесшабашными зайцами, у которых масса разноцветных воздушных шаров, и они задорно играют музыку на свирели, барабане, гармошке... Их шествие захватывает. И достигнуто это не только изображением, но и цветовой гаммой -- серо-голубого в сочетании с белым и розовым. Цветовое решение -- одно из важных составляющих творчества художницы. В ее палитре -- красный, пурпурный, багряный, синий, белый, розовый, желтый, коричневый... оттенки. На многих рисунках Елены -- люди рядом с животными. Это, конечно, не ново. Еще в древнем Египте тема "Человек и животное" в различных обиходных ситуациях отображалась. Однако там живые существа статичные. У Елены же по-иному. Например, на картине "Собака и девочка" -- фигуры без пропорций. Не видно лица девочки. Она, обняв собачку, уткнулась в ее шею. Но мы понимаем: у девочки безутешное горе, и ее единственный Дружок ей сочувствует. Это мы читаем в глазах собаки и по ее мордочке. Привлекает к себе, заставляет глубоко задуматься и картина "Девочка с книгой". Из золотисто-желтого пространства светловолосая девочка в бордовом платье с книгой в руках выступает к зрителю. Здесь философское звучание усиливается цветом: из золотого детства девочка с тревогой (бордовый цвет) идет к взрослому миру с книгой -- символ познания жизни. Особенность и уникальность творчества Елены Войновой в том, что она, как художник, изобрела свой мир, напрямую не связанный с реальностью, но опорой ему служит человеческий опыт. И пусть ее рисунки не анатомичны, художница намеренно стилизует и упрощает их. По ее убеждению, это для того, чтобы создать больше пространства для чувств. Для нее самое важное -- нарисовать чувства. Это ей удается и это привлекает зрителя. А в общем, Елена Войнова -- художник с детским восприятием мира. Возможно, это от того, что с первых творческих шагов Елене пришлось работать с детьми и для них. Художественный мир Елены удивительный. У нее нет злых картин. "Я пишу с надеждой на лучшее", -- признается Елена. Может, оттого в ее произведениях особая энергетическая сила -- добрая. Так думают зрители. Вот их отзывы: "Очарованы энергетикой кар |