Молодежная линия
| №52 19 декабря 2002 |
Литературный ликбез. ТЕМА ЛЮБВИ До сегодняшнего дня в рубрике "Литературный ликбез" мы говорили в основном о профессиональных требованиях к качеству творчества, однако, чтоб стать писателем, одного мастерства недостаточно. Рано или поздно человек приходит к пониманию того, что означает -- духовная зрелость, духовность. Омар Хайям, мастер рубаи, написал: Прочь, пустые мечты о великих свершаньях! Лишь с собой совладавши, достигнешь высот. Совладать с собою -- это значит подняться выше своего животного начала. По одной версии человек произошел от обезьяны, по другой -- волею Бога. Чего в человеке больше, звериного или божественного, зависит от него самого и говорит об уровне внутренней культуры человека. Труднее всего "совладать" со своей гордостью. Не каждый приходит к пониманию, как Омар Хайям: Океан, состоящий из капель, велик, Из пылинок слагается материк. Твой приход и уход -- не имеет значенья. Просто муха в окно залетела на миг... Талант, даже самый яркий, ничего не значит. Значение имеет только то, насколько вы сумели стать нужным людям. Вряд ли им будет полезно ваше воспевание пьянства, непостоянства в любви, читателя оттолкнет ваше самолюбие, самовосхваление, агрессивность... Не хлебом единым жив человек. Уподобиться животному в своих запросах недостойно человека. Огорчает, когда появляются у наших молодых поэтов стихи такого рода: Вина покрепче, закуски побольше, что еще нужно душе для праздника? Русский язык богат, в нем есть слова, на первый взгляд выражающие одно и то же. Например, слова: веселье и радость. Пожилая крестьянка по этому поводу сказала бы: "Веселье -- от дьявола, радость -- от Бога". Она права. Веселье -- это праздник желудка, а радость -- праздник сердца, души. Писатель должен нести своим творчеством радость. Попробуем поговорить об этом на примере темы любви в творчестве. Она присутствует в письмах всех, кто присылает свою "первую пробу пера" в редакцию. Девушки и парни искренне верят, что пишут о любви. Но любовь ли это? Даже те стихи, где слово "любовь" присутствует чуть ли не в каждой строчке, о любви ничего не говорят. Следуя мудрости древних, пишущий должен знать: хоть сто раз произнеси слово халва, во рту от этого слаще не станет. То же самое и в литературе: хоть сто раз напиши слово "любовь" -- читатель это воспримет, как слово, а не как чувство. В коротком стихотворении Юрия Долгополова нет этого избитого слова, но мы понимаем, о чем речь. Пускай меня согреет память Теплом волос твоих и плеч, И перед тем, как в небо глянуть, И перед тем, как в землю лечь. Любовь -- слово банальное, затасканное, в творчестве ни о чем не говорящее. Нет в его стихотворении "Чужое счастье" галичанки Светланы Ивановой, но, быть может, именно поэтому удалось передать силу чувства: Мешать чужому счастью не по мне, -- Я отойду, посторонюсь. Растаю Весенней каплей на твоем окне. Пока же я снежинкою витаю. В пурге я спрятала свои глаза, Ты не увидишь их и не заметишь, Как по щеке покатится слеза, Когда меня с улыбкою ты встретишь. Не ощутишь, как я к твоей щеке Случайно прикоснусь и незаметно Растаю, плача, в ласковой руке Беспечно, безвозвратно, беззаветно. Мне больно станет от того тепла, Которое ты делишь не со мною... Своё я счастье не уберегла, Но и чужого все-таки не стою. Есть особая радость в отречении от собственного счастья, если оно может принести несчастье другому человеку, -- читатель способен по достоинству оценить красоту души автора. У молодого костромича Евгения Малинина одно из стихотворений начинается словами: Спасительный и ласковый свет в твоем окне, Я грею в нем душу, как руки в огне. Вот -- поэзия. И так -- во всем. Ведь темы, которые выбирает писатель, разнообразны. Если ваше творчество помогает людям стать лучше, добрее, чище -- значит, вы на правильном пути. работайте над собой. Но и тогда, когда достигнете вершин мастерства, помните: "Ваш приход и уход не имеют значенья". Не позволяйте гордыне принижать ваше творчество. Эти слова имеют прямое отношение к теме любви. В любом деле, в котором |