Молодежная линия

№ 13 22 марта 2001 г.


Литературный ликбез: "Рифма, звучная подруга..."

В предыдущих выпусках литературной странички мы вели разговор о наиболее распространенных стихотворных размерах и ритме. Однако далеко не обо всем. У А.Ахматовой, например, немало стихов написано дольником на анапестической основе -- о нем мы речь не вели, как и о многом другом. Желающим глубже проникнуть в тайны стихосложения могу посоветовать прочесть книги: Е.Дрыжакова "В волшебном мире поэзии"; С.В.Калачева "Стих и ритм";

В.Жирмунский "Теория стиха". Можно назвать десятки теоретиков стиха, но, к сожалению, газетная площадь ограничена, да и читателей, интересующихся этой темой, не так много. Если кому-то необходим полный список авторов литературы такого рода, можно обратиться в писательскую организацию.

Сегодня же поговорим о рифме, о которой А.Пушкин сказал: "Рифма, звучная подруга..." В теории литературы исследованию стихотворного размера и ритма посвящены многие тома, рифме же -- отдельные странички. Краткой постараюсь быть и я.

В зависимости от расположения ударения в окончании слова рифмы бывают: мужские -- с ударением на последнем слоге в строке; женские -- с ударением на втором от конца строки слоге; дактилические -- с ударением на третьем от конца строки слоге; гипердактилические -- с ударением на четвертом и дальше от конца слоге.

По расположению в строках различают рифмы: парные или смежные (аа, бб); перекрестные -- рифмующие первую и третью, вторую и четвертую строки (абаб); охватные -- рифмующие в четверостишии первую и четвертую, вторую и третью строки (абба).

Кроме того, рифмы бывают двойные, тройные, четверные (рифмующие одной и той же рифмой две, три, четыре строки) и т.д. Иногда одинаковая рифма повторяется во всех строках стихотворения.

Различают рифмы простые (весна -- красна), и составные (на грани я -- играние)

По совпадению звуков различают рифмы: точные (он -- сон), неточные (рассказ -- тоска). Неточная рифма, в которой совпадают только гласные звуки, носит название ассонанс (докеры -- оперы); где совпадают только согласные -- консонанс (кедр -- кадр). Различают также неравносложные рифмы (тренуты -- фронту) и усеченные рифмы (казарм -- глаза).

Основы стихосложения постигнуть не сложно, однако не каждое стихотворение -- поэзия. Искусство образно выражать мысль в слове, особенно в стихотворной форме, дается не многим. Пишущих стихи в нашей области сотни, поэтов среди них -- единицы. Перечитывая массу рукописей, ловишь себя на том, что порой находишь поэта в стихах неуклюжих, несделанных -- первой пробе пера -- и не находишь поэзии в толстой, красиво изданной книге, где все складно зарифмовано.

Многим людям свойственно преувеличивать свой дар. Драмой для иных в конце жизни становится непризнание их таланта. Всю жизнь писал стихи, так трепетно берег каждую свою "гениальную" строку, и -- не оценили! Не поняли! Но ведь не понял-то прежде всего автор сам себя. Не понял, что его творчество не является чем-то исключительным.

Случаются явления и другого порядка: творчество человека талантливого оказывается невостребованным по техническим причинам. Отсутствие чуткого редактора привело к тому, что человек закостенел в своих ошибках и недостатках, не видит их, а на желание подсказать, как доработать, реагирует горькой фразой: "Если б вы меня спросили, как я себя чувствую после вашей рецензии, я бы ответил: "А как может чувствовать себя убитый?"

Поэты -- народ ранимый и эмоциональный. Вредно и захваливать,

и недооценивать. Леонид Леонов советует: "...Не доверяйте похвале, воспринимайте ее иронически-дружески, но не доверяйте также и литературной брани, в особенности когда у вашего литературного критика выступает пена на губах".

Французы говорят: "Ищите женщину!" Тем же, кто намерен всерьез искать свой путь в большой литературе, хочется сказать: "Ищите редактора". В редакторе счастье автора. Хороший редактор среди писателей-профессионалов явление редкое. К тому же не всякий редактор может быть совместим с автором по стилю, по духу, по мировоззрению. Как найти редактора? Об этом поговорим в следующий раз.

Т.ИНОЗЕМЦЕВА.









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования