Молодежная линия
| №35 22 августа 2002 |
"Вечное слово Руси" 12 августа состоялось огромное событие на костромской земле. В Литературном музее открылась экспозиция "Вечное слово Руси", посвященная Ипатьевской летописи. Не случайно на открытии выставки присутствовали руководители области, города, департамента культуры, ученые, интеллигенция и другие костромичи. Экспозиция построена так, что дает зримое представление о веках, отраженных в летописи. И об этом явлении стоит сказать подробнее. Всего до нашего времени сохранилось 1,5 тысячи летописных списков. Ипатьевская летопись среди них по значимости занимает третье место, после Новгородской и Лаврентьевской. И имеет для костромичей большее значение, чем художественное "Слово о полку Игореве", рассказывающее о единичном походе русского князя. Ипатьевская летопись отражает жизнь наших предков на протяжении половины тысячелетия! К тому же, это исторический документ, походная хроника того, что происходило в государстве в былые лета. Благодаря книге, насчитывающей 306 листов исторически значимого текста, мы узнаем, какое достойное государство создавал русский народ: Москву, Кострому, Галич и другие города, упомянутые в летописи, строили наши предки. На экспозиции, посвященной историко-литературному памятнику Древней Руси XV века -- Ипатьевской летописи, присутствует муляж летописи, выполненный специально для Костромского краеведческого музея в 50-е годы библиотекой Академии наук Ленинграда. Более двух столетий летопись хранилась в костромском Ипатьевском монастыре. Каким образом она попала в монастырь и почему оттуда исчезла -- доподлинно неизвестно, так же как и авторство записей, в ней имеющихся. На переплетных листах Ипатьевской летописи имеются четыре владельческие записи: три из них гласят, что сия летопись принадлежит Тихону Мижуеву, четвертая упоминает имя старца Тарасия. Есть материальные следы пребывания переписчика книг и владельца Ипатьевской летописи в Ипатьевском монастыре -- сохранилась намогильная плита с монастырского погоста монаха Тарасия. Имя Тарасия значится в синодике Ипатьевского монастыря. Историки предполагают, что оба имени называют одно и то же лицо. Во второй половине XVIII века летопись покинула Кострому. Существует версия, что во время пребывания в 1767 году Екатерины II в Костроме книга была подарена царице и отбыла в Москву. Ныне же она хранится в Санкт-Петербургской академии наук. Оригинал экспонируемого документа представляет собой список несохранившихся предшествующих летописей и состоит из трех частей. Первая из них -- наиболее известная "Повесть временных лет" написанная, предположительно, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, охватывает древнейшие исторические события русского народа: появление славянской письменности, крещение Руси... Благодаря второй -- "Киевской летописи" Москва имеет документальную точку отсчета. Эта часть исторического памятника охватывает непродолжительный период (1118-1199) роста городов-соперников вокруг Киева. Считается, что Юрий Долгорукий основал и Кострому, Правил он в Суздале, но хотел стать Великим князем Киевским, только в возрасте 64 лет осуществил он свою мечту, да был отравлен... До того же амбициозный князь Долгорукий старался устраивать все вокруг себя по великокиевски -- свой Галич, Переяславль, Ростов: на территории Киевской Руси города с такими названиями уже были. Неизвестно почему "Галицко-Волынская летопись" составила третью часть документа. Эта самостоятельная "нерусская" летопись повествует о событиях почти всего XIII века, происходивших на территории современной Западной Украины, о связи Руси с Литвой, Венгрией, Польшей. Цельная Ипатьевская летопись есть энциклопедия Киевской и Юго-Западной Руси. Впервые она была издана в 1843 году в Санкт-Петербурге и переиздавалась семь раз. Основы научного изучения летописи заложил академик А.А.Шахматов (ученый датировал ее появление серединой XV века). Литератор А.И.Тургенев познакомил с оригиналом летописи Н.М.Карамзина, внесшего летописные сюжеты в "Историю государства Российского". В поэзии К.Ф.Рылеева, П.А.Катенина, музыка |