Молодежная линия
| №36 29 августа 2002 |
НЕ ПОЗАБУДЕТ НИКТО НИКОГДА ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ Что я помню из своей школьной жизни? Многое помню, хотя уже десять лет с тех пор прошло. Воспоминания о школе накатывают на меня два раза в год -- в мае, когда звенят "последние звонки", и в сентябре, когда школяры отправляются на первый урок. В эти дни я покупаю букет цветов, достаю детские фотографии и ностальгирую по школьным годам. Мне нравится эта ностальгия, потому что со школой меня связывают только светлые воспоминания. За свою ученическую биографию мне довелось "грызть гранит науки" в трех школах. Но особенно запомнилась первая -- в деревне Кузьмищи Костромского района. Именно там я пошла в первый класс. Было холодное сентябрьское утро. Я шла, держа маму за руку. Меня переполняли радость и страх. Радость вызывали новая форма, ранец и его содержимое, а страх -- чувство неизведанного. Я понимала, в моей жизни происходит нечто значительное, и боялась что-то сделать не так. В свободной руке я держала огромный букет гладиолусов. Его мне привезли из Иваново, из бабушкиного сада. Перед праздником цветы стояли в хрустальной вазе. Чтобы букет не завял раньше времени, мама добавляла в воду аспирин. Вот этот букет я и несла, как победный флаг, своей первой учительнице. На линейке, чтобы скрыть смущение, я прикрылась гладиолусами. Такой меня и запечатлел фотограф. С тех пор я не прячусь за букетами цветов, а смело смотрю прямо в объектив фотоаппарата. Второй класс. Мы с подругой Людкой, мама которой работала в школе завучем, прокрались к старшеклассникам на новогодний вечер. В полумраке актового зала старшеклассники танцевали под хит восьмидесятых "Листья жгут" и потихоньку целовались. Думали, их в темноте никто не видит. А мы видели. И завидовали тому, что они взрослые, самостоятельные, что могут гулять допоздна и смотреть в клубе фильмы, на которые мы, дети до 16 лет, не допускались. Но со старшеклассниками мы потусовались недолго. Вскоре наше присутствие обнаружили взрослые дяди в пиджаках и без долгих церемоний вывели нас за дверь... Третий класс. Нас принимают в пионеры. Не всех. Для начала только нескольких избранных. Я попала в их число. Одноклассники нам завидовали, а мой лучший друг Вовка завидовал больше всех. Он очень хотел носить галстук, но в школе Вовка слыл хулиганом и в пионеры его принимать не спешили. Вовка же считал, что это несправедливо. Человек он был находчивый и уже через пять минут позаимствовал из кладовки технички тети Поли розовую тряпку, нацепил ее на шею и встал в строй. Что тут началось! Вовку вызвали к директору "на ковер" и долго отчитывали за скверный поступок. Домой из школы мы брели вместе. Вовка нес мой портфель и обиженно сопел. Несправедливость в его жизни продолжала торжествовать. Я молчала и думала о том, что мама запрещает мне дружить с мальчишкой, у которого "неуд" по поведению. А я все равно дружила, потому что Вовка классно катался на коньках, и мы вместе ходили на каток. А еще у него был велосипед, и он разрешал мне на нем ездить. Неужели из-за "неуда" по поведению можно было отказаться от такого! Четвертый класс. Зима. Мороз под сорок градусов. Всем классом мы толпимся у запертых дверей школы, озадаченные: "Учимся или нет?" Из-за угла появляется учитель немецкого. Его роскошные усы белые от инея. "Немец" удивленно осматривает нас и отправляет по домам. "Какие уроки в такой мороз!" -- заявляет он, отпирая двери школы. И мы всем гуртом несемся кататься на портфелях с горки. Подумаешь, мороз. Ерунда какая! Пятый класс. Срочная линейка. Вся школа стоит, вытянувшись по струнке перед строгой директрисой. Мы шепчемся: "Что произошло?" Оказывается, четверо старшеклассников разгуливали по деревне накануне вечером в пьяном виде. А ведь в то время они даже портвейн "Анапа" в магазине не могли купить (спиртное лицам, не достигшим 21 года, не продавали). Но выпить хотелось, и парни нашли выход. Они насобирали бутылок, слили с них остатки в стакан, выпили и опьянели. Эту "ужасающую" историю и поведала нам директриса. Потом парням долго читали морали. Они краснели от смущения и стыда. А мне их было жалко, по |