Молодежная линия
| №32 1 августа 2002 |
ЕВГЕНИЙ ОГАНЕСЯН: КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ БЫТЬ В РОССИИ Мир, кажется, сходит с ума: требуются программисты, экономисты, юристы, дизайнеры, врачи, бухгалтеры. ведущие специалисты разных профилей... Но ни в одном из объявлений не встретишь: требуются дефектологи-логопеды, олигрофенопедагоги. А они нужны сегодня как никогда: больных детей с различными дефектами в школах становится все больше. И ясно, что эти специалисты будут со временем обязательно востребованы. В столице существует вуз -- честь и почет его ректору, который готовит специалистов данного профиля. Московскому социально-гуманитарному института уже шестой год. За это время его окончило около 2000 студентов,а более 7500 продолжают учебу. Его ректор и "основатель" -- Евгений Оганесян -- известный специалист в области коррекционной педагогики (дефектологии), профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии, действительный член Академии педагогических и социальных наук, ряда других российских и международных организаций. С ним беседует наш специальный корреспондент. -- Евгений Вазгенович, вы руководите негосударственным вузом, причем специфика деятельности вашего вуза и его отличие от большого количества негосударственных высших учебных заведений России в том, что здесь готовят специалистов редкой квалификации: дефектологов-логопедов, олигофренопедагогов. Как сложилось, что вуз имеет такой профиль? -- Наверное, это зависит от преподавательского и руководящего состава. В данном случае дефектологический профиль МСГИ связан с моей многолетней работой в этой области: сначала в Институте общей и судебной психиатрии имени Сербского в качестве научного сотрудника, затем -- в Московском педагогическом государственном университете имени Ленина в качестве декана дефектологического факультета, затем в должности заведующего соответствующей кафедрой в Московском городском педагогическом университете... На первый взгляд, ситуация в стране в отношении выявления распространенности, прогноза и коррекции отклонений в развитии, а также помощь лицам со специальными "нуждами" вполне благополучная и гораздо лучше, чем до 1985 года. На моей памяти в СССР было всего 8 таких факультетов. А теперь, я знаю, только в государственных вузах их около 50. В то же самое время в США такую подготовку вело около 300(!) университетов и университетских колледжей. Сегодня все большему количеству людей становится понятным, что чем выше уровень развития общества, тем больше специалистов требуется для удовлетворения самых незначительных и специфических особенностей и потребностей населения. К сожалению, с ростом прогресса количество отклонений в поведении людей растет. Игнорировать эту проблему только потому, что она проблема завтрашнего дня, глупо и недальновидно. Но в России о ней не принято говорить, потому что общество не может гарантировать социальные блага даже нормальным людям, что тут говорить о тех, кто нуждается в помощи. У Правительства нет денег на оборону страны, а здесь нужно создавать специальные условия в школах для интеграции детей с отклонениями в общий поток, затем -- для их обучения в средних специальных и высших учебных заведениях (это касается тех категорий, которые не имеют нарушений интеллектуального развития). Помимо этого, нужно создавать условия для максимальной трудовой и социальной адаптации лиц с нарушениями интеллекта, зрения, слуха. Во-вторых, решать эту проблему завтрашнего дня в масштабах страны у нас считается политически не актуально, вероятно, многих политиков пугает долгосрочность и масштабность проекта. Третья причина, не менее существенная: с точки зрения нравственности, общество (родители, соседи, даже учителя) не готовы к тому, чтобы их "нормальные" дети учились вместе с "аномальными". Они не понимают, какое огромное воспитывающее нравственное воздействие оказывает на обычного ребенка раннее знакомство с тем, кому все дается не так легко, как это воспитывает лучшие нравственные черты. -- Существует ли конкуренция между государственными и негосударственными вузами в подготовке специалистов этого профиля? -- |