Молодежная линия

№32 1 августа 2002


ЕВГЕНИЙ ОГАНЕСЯН: КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ БЫТЬ В РОССИИ

Мир, кажется, сходит с ума: требуются программисты, экономисты,

юристы, дизайнеры, врачи, бухгалтеры. ведущие специалисты разных

профилей...

Но ни в одном из объявлений не встретишь: требуются

дефектологи-логопеды, олигрофенопедагоги. А они нужны сегодня как

никогда: больных детей с различными дефектами в школах становится

все больше. И ясно, что эти специалисты будут со временем

обязательно востребованы.

В столице существует вуз -- честь и почет его ректору, который

готовит специалистов данного профиля.

Московскому социально-гуманитарному института уже шестой год.

За это время его окончило около 2000 студентов,а более 7500

продолжают учебу.

Его ректор и "основатель" -- Евгений Оганесян -- известный

специалист в области коррекционной педагогики (дефектологии),

профессор кафедры специальной педагогики и специальной

психологии, действительный член Академии педагогических и

социальных наук, ряда других российских и международных

организаций. С ним беседует наш специальный корреспондент.

-- Евгений Вазгенович, вы руководите негосударственным вузом,

причем специфика деятельности вашего вуза и его отличие от

большого количества негосударственных высших учебных заведений

России в том, что здесь готовят специалистов редкой квалификации:

дефектологов-логопедов, олигофренопедагогов. Как сложилось, что

вуз имеет такой профиль?

-- Наверное, это зависит от преподавательского и руководящего

состава. В данном случае дефектологический профиль МСГИ связан

с моей многолетней работой в этой области: сначала в Институте

общей и судебной психиатрии имени Сербского в качестве научного

сотрудника, затем -- в Московском педагогическом государственном

университете имени Ленина в качестве декана дефектологического

факультета, затем в должности заведующего соответствующей

кафедрой в Московском городском педагогическом университете...

На первый взгляд, ситуация в стране в отношении выявления

распространенности, прогноза и коррекции отклонений в развитии,

а также помощь лицам со специальными "нуждами" вполне

благополучная и гораздо лучше, чем до 1985 года. На моей памяти

в СССР было всего 8 таких факультетов. А теперь, я знаю, только

в государственных вузах их около 50.

В то же самое время в США такую подготовку вело около 300(!)

университетов и университетских колледжей.

Сегодня все большему количеству людей становится понятным, что

чем выше уровень развития общества, тем больше специалистов

требуется для удовлетворения самых незначительных и специфических

особенностей и потребностей населения. К сожалению, с ростом

прогресса количество отклонений в поведении людей растет.

Игнорировать эту проблему только потому, что она проблема

завтрашнего дня, глупо и недальновидно. Но в России о ней не

принято говорить, потому что общество не может гарантировать

социальные блага даже нормальным людям, что тут говорить о тех,

кто нуждается в помощи. У Правительства нет денег на оборону

страны, а здесь нужно создавать специальные условия в школах

для интеграции детей с отклонениями в общий поток, затем

-- для их обучения в средних специальных и высших учебных

заведениях (это касается тех категорий, которые не имеют

нарушений интеллектуального развития). Помимо этого, нужно

создавать условия для максимальной трудовой и социальной

адаптации лиц с нарушениями интеллекта, зрения, слуха.

Во-вторых, решать эту проблему завтрашнего дня в масштабах

страны у нас считается политически не актуально, вероятно,

многих политиков пугает долгосрочность и масштабность проекта.

Третья причина, не менее существенная: с точки зрения

нравственности, общество (родители, соседи, даже учителя)

не готовы к тому, чтобы их "нормальные" дети учились вместе

с "аномальными". Они не понимают, какое огромное воспитывающее

нравственное воздействие оказывает на обычного ребенка раннее

знакомство с тем, кому все дается не так легко, как это

воспитывает лучшие нравственные черты.

-- Существует ли конкуренция между государственными и

негосударственными вузами в подготовке специалистов этого

профиля?

--









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования