Молодежная линия
 | №25 13 июня 2002 |
ЦВЕТЫ НА АСФАЛЬТЕ (Жизнь и смерть неформальных движений ХХ века) В субботу в парке Царицына тусовались странные люди. 1 июня, объявленное Днем защиты детей, избрали своим днем рождения русские хиппи, восприемники идей бунтарей 60-х. Отцы семейства сняли деловые костюмы и надели украшения из бисера. И стали теми самыми волосатыми, с которыми боролась милиция. Теми, без кого не было бы сегодняшнего разговорного языка и современной музыки. В тени развалин Екатерининского дворца под сенью исторического дуба взрослые люди с тоской вспоминали, как они пытались заставить мир подчиняться одной Любви. И чем это все закончилось. Некогда самые популярные из всех "неформалов", они на правах живого анахронизма переживают собственный распад. Структура общества быстро меняется, и никто не знает, кто идет им на смену. Но любой социальный прогноз стоит начинать с уроков недавнего прошлого. Хиппи Период активности: 70-е -- конец 90-х. Идеи: 1) отрицание общества потребления; 2) свобода от условностей; 3) пацифизм; 4) идея жизни в гармонии с природой; 5) свободная любовь; 6) гедонизм. Воплощение. Уличное "тусование", путешествия автостопом, употребление наркотиков, занятия музыкой и прикладными искусствами. Социальная база. Бунтующие дети дипломатической и партийной элиты, затем -- студенчество, богема и деклассированная молодежь. Почва. Эхо социального и культурного взрыва 60-х годов в Америке. Атрибутика. Чрезвычайно богата: длинные волосы, джинсы (часто клеш), бисерные украшения (фенечки), висящие на шее мешочки для документов (ксивники), тесемки для волос, знак "пацифик". Враги. В советские годы -- комсомольские "патрули", КГБ, милиция (выслеживали, арестовывали, стригли), психиатрия (принудительное лечение), любера (жители города Люберцы, помогавшие "очищать город от подонков"). С начала 90-х -- агрессивно настроенные панки, уличная шпана и скинхеды. Идейные противники -- социально оптимистичные мещане, адепты общества потребления, называемые хиппи "цивилами". Иконы. Рок-музыканты 60-х годов (в особенности "Битлз"), Тимоти Лири, проповедник ЛСД, и Теренс Маккена, проповедник употребления псилобиновых грибов-психоделиков. Мнение эксперта. Федор Рожанский, лингвист, автор словаря "Сленг хиппи": "Хиппи дали стране немещанский взгляд на мир. Атмосферу общей доброжелательности, открывающей многие новые возможности. В советские времена это движение привлекало как некий выход из неблагоприятной социальной среды, а толкало туда желание противопоставить себя официальной общественной доктрине. Важным моментом были поездки. Едешь по трассе, встречаешь кого-то, берешь у него какие-то телефоны и адреса, оставляешь ему свои, потом приезжаешь в большие города, связываешься с этими людьми, знакомишься с ними и так далее -- это был другой способ жизни, противоположный общепринятому. В условиях тоталитарного общества это параллельное действительности сообщество заражало своей свободой от многих дурных условностей". Панки Период активности: 80-е -- наши дни. Идея. Предельно обостренный и агрессивный протест против структурированного общества, отрицание всех институтов подавления, проповедь анархизма и нередко сатанизма. Воплощение. Уличное "тусование", употребление наркотиков и алкоголя, совмещенное с агрессивным поведением (драки, дебоши). Внешняя атрибутика. "Ирокезы" на голове, нередко исписанная именами кумиров одежда и разрисованные джинсовые куртки, нередко фашистские знаки, обильный пирсинг и вызывающий макияж, нередко грязные одежда и тело. Социальная база. Деклассированное студенчество (как правило, не старше 20 лет) и молодежь, жаждущая социального протеста. Почва. Эхо "панковской революции" в Британии середины 70-х. Враги. В 80-х -- те же, что у хиппи, в 90-х -- скинхеды, уличная шпана, милиция. Идейные противники -- любые "добропорядочные" граждане. Иконы. Группа "Sex Pistols" и ее участник Сид Вишез, умерший в 1979 году от передозировки героина. Российский певец-экстремист Егор Летов и его группа "Гражданская оборона", еще в начале 90-х отмежевавшаяся от своей "панковости". Клубы самодеятельной |