Молодежная линия
| №17 18 апреля 2002 |
НОВАЯ РУССКАЯ, БАЛЕРИНА Анастасия Волочкова -- личность в нашем балете неоднозначная. После того как в 17 лет Волочкова получила партию в балете "Лебединое озеро" в Мариинском театре, на актрису в одлночасье обрушилась лавина сплетен, интриг и зависти. Одни знаменитые хореографы (Григорович, Эйфман) ставят для нее свои балеты, другие, не менее знаменитые, выдворяют ее из театра. Одни называют ее "Курниковой в балете", другие добавляют к фамилии букву "с", а третьи, по слухам, возвращают посланные ею цветы обратно. Рассказывают, что молодая балерина привела в бешенство примадонн Большого театра, устроив после своего премьерного выступления шикарный банкет. Больше всего злили приглашенных огромные жареные поросята. А в Лондоне, в королевском Ковент-Кардене, Анастасию, опять же по разговорам, возненавидели ведущие танцовщицы, чьи партии были отданы 25-летней россиянке. Так что, собираясь на встречу с балериной, мы представляли себе этакую стервозную красотку, шагающую по трупам к своей цели. А встретила нас деловая, со вкусом одетая, уверенная в себе и своих словах женщина. -- Желания плюнуть на все и уйти из балета не появилось? -- Я даже больше скажу. Иногда во время спектакля приходят мысли: "А зачем мне все это?" Пока танцуешь, испытываешь такое бешеное волнение, что за ним не чувствуешь радости от танца. И только в конце выступления я понимаю, что потраченные на сцене эмоции оправданны. Но только в том случае, если удалось затронуть сердца. Ведь балет -- искусство, которое нельзя потрогать, его можно только почувствовать. -- Судьбы великих балерин -- Анны Павловой, Галины Улановой -- показывают: человек, посвятивший себя балету, вынужден отказываться от удовольствий земной жизни. -- Может, это и было бы правильно -- жить в балетных шорах. Но я хочу по-другому построить свою жизнь. Хочу иметь все -- и быть балериной, и иметь семью, и ходить в театры, кино. Без души -- Балет сегодня напоминает спорт, когда зрители аплодируют не драматичности танца, а удачному трюку. -- Все, к сожалению, к тому идет. Раньше актеры играли, танцевали своими сердцами, душами. Это то, что еще сохранилось в русском балете -- в Москве, Санкт-Петербурге. А на Западе балет еще более бездуховный. Но за границей я набралась техники, которой мне не хватало. -- На сайте Большого театра есть разные отзывы о вашей работе, порой злобные: прочь со сцены, иди на подиум. Вы их читаете? -- Раньше читала, сейчас мне жалко тратить на это время. В сознании людей давно сложился стереотип, что балерина всегда сухая, страшная, задебиленная, не имеющая возможности устроить свою личную жизнь, развиваться духовно. И мне, наверное, не могут простить мою красоту. Хотя я не считаю себя красивой женщиной -- я стремлюсь к тому внутреннему обаянию, которое делает людей живыми. И потом, сколько балетной жизни нам отведено? 15-20 лет. А потом что? Женщина должна умереть? Возвращение У меня было два пути -- или погибнуть, чего хотелось многим, или доказать, что я состоялась как балерина. Я работала -- и на Западе, и в России, работала на тех площадках, где мне позволяли. Меня обвиняют в том, что я завешиваю города своими афишами. Но, во-первых, я могу собрать зал и без рекламы. А во-вторых, считаю, что так может поступить каждый из артистов. Только, прежде чем вывесить афиши, нужно подготовить программу, выдержать ее физически -- девять-десять номеров, иногда -- маленькие балеты. Такому жесткому отношению к работе меня научили годы жизни в Лондоне, куда я уезжала -- как мне казалось -- навсегда. -- Но вы вернулись -- в Россиию и в Большой театр. Вернулись с чувством победительницы, отомстившей за свои унижения? -- Да что вы! Я об этом и не думала. Любые обвинения рождают желание делать что-то новое. Еще работая в Большом, я приносила на репетиции резиновый коврик, чтобы не заниматься на грязном полу, брала мячики, чтобы делать массаж. Меня за это высмеивали. Презирали за яркие спортивные курточки и кроссовки, которые я надевала вместо халатов и старых тапочек. А теперь театр меняется, даже од |