Молодежная линия
| №18 25 апреля 2002 |
Сколько бешеному жить осталось В газете "Книжное обозрение" недавно были приведены любопытные статистические данные. Оказывается, наиболее раскупаемые книги сейчас -- это учебники, энциклопедии, справочники, специальная литература. Девятнадцать процентов опрошенных покупают литературу этого типа. На втором месте идут новые русские боевики -- их покупает восемнадцать процентов опрошенных. Действительно, и на развалах, и в книжных магазинах новых русских боевиков, триллеров, детективов, политических памфлетов полным-полно. Любопытства ради я пересчитал в Доме книги, сколько разных книг продается Александры Марининой, чемпионки по количеству изданий литературы такого рода. Только изданий в твердых обложках я насчитал двадцать шесть! Немного отстает от самой плодовитой писательницы Борис Акунин. Поменьше, но тоже немало продается книг других популярных авторов: Виктора Доценко, Даниила Корецкого, Александра Бушкова. Конечно, книги эти довольно широко рекламируются, но все же, наверно, дело не в одной рекламе, сколько в массовом признании, идущем, если можно так сказать, снизу. Социолог Борис Дубин считает, что главной причиной популярности этой литературы является "тоска по некоторой норме, по какой-то нормальности существования. И вот нормой, в частности, становится чтение Марининой, а значит, признание реальностью того, что называет реальностью она". Говоря далее о том, что новые русские боевики формируют постсоветскую массовую идеологию, Дубин подчеркивает, что книги Марининой самые популярные в силу разных причин. Однако главная причина в том, что переход к новой идеологии в книгах Марининой осуществляется по мягкой, неагрессивной модели, в отличие, скажем, от книг Доценко. И в самом деле, главная героиня произведений Марининой Настя Каменская -- типичная интеллигентка, по словам самой Марининой, патологически ленивая во всем, что не касается сидячей работы, постоянно неважно себя чувствующая и мечтающая согреться чашкой растворимого кофе и взбодриться сигаретой. При всем этом она кажется гораздо более узнаваемой фигурой современной жизни, чем главный герой романов Доценко -- Савелий Говорков, он же тридцатый, он же Бешеный, он же Рекс. Отождествить себя с Настей Каменской может практически каждая читательница, а вот с Савелием Говорковым эта нехитрая операция далеко не каждому мужчине удастся. Именно поэтому с Бешеным успешно конкурируют не менее крутые персонажи других писателей. Интересно, кстати, как пришли в литературу все эти суперпопулярные авторы: Маринина -- криминолог, 15 лет проработала в Академии Министерства внутренних дел. Даниил Корецкий тоже полковник милиции, по его словам, романы он задумывает, маршируя на плацу. Лев Гурский и Эдуард Тополь -- беллетристы-эмигранты. Несколько особняком стоит в этом ряду Виктор Доценко: он в 1976 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, затем в восьмидесятые годы отсидел 5 лет, так что среду криминального мира знает изнутри. Трудная биография и у Александра Бушкова: в юности он работал почтальоном, лечился от алкоголизма, был активным антисоветчиком в догорбачевское время и вот стал одним из королей российского детектива. На этом фоне профессиональные писатели, широко использующие приемы массовой культуры в своих произведениях, например, Сергей Алексеев или Анатолий Афанасьев, несколько проигрывают в популярности. Попробую объяснить, почему это происходит. Вот небольшой отрывок из романа Афанасьева "Зона номер три". "Генерал Самуилов на загородной даче просматривал ежедневную сводку происшествий. Тройня, родившаяся в московской клинике у девочки четырнадцати лет; самоубийство пожилых супругов (жена -- врач на пенсии, муж -- бывший заслуженный летчик СССР); мусорный бак, набитый отрубленными собачьими головами; пролет НЛО над Марьиной рощей; трехлетний карапуз, угнавший "Мерседес" и спокойно проехавший на нем несколько кварталов; самовозгорание городской свалки (трагедия! Там кормились десятки тысяч пенсионеров) -- все эти и многие другие факты вопияли о том, что структурный распад в государстве, именно в Москве, приблизился |