Молодежная линия

№18 25 апреля 2002


Сколько бешеному жить осталось

В газете "Книжное обозрение" недавно были приведены любопытные

статистические данные. Оказывается, наиболее раскупаемые книги

сейчас -- это учебники, энциклопедии, справочники, специальная

литература. Девятнадцать процентов опрошенных покупают литературу

этого типа. На втором месте идут новые русские боевики -- их

покупает восемнадцать процентов опрошенных. Действительно, и на

развалах, и в книжных магазинах новых русских боевиков, триллеров,

детективов, политических памфлетов полным-полно. Любопытства

ради я пересчитал в Доме книги, сколько разных книг продается

Александры Марининой, чемпионки по количеству изданий литературы

такого рода. Только изданий в твердых обложках я насчитал

двадцать шесть! Немного отстает от самой плодовитой писательницы

Борис Акунин. Поменьше, но тоже немало продается книг других

популярных авторов: Виктора Доценко, Даниила Корецкого,

Александра Бушкова. Конечно, книги эти довольно

широко рекламируются, но все же, наверно, дело не в одной

рекламе, сколько в массовом признании, идущем, если можно так

сказать, снизу. Социолог Борис Дубин считает, что главной

причиной популярности этой литературы является "тоска по некоторой

норме, по какой-то нормальности существования. И вот нормой,

в частности, становится чтение Марининой, а значит, признание

реальностью того, что называет реальностью она". Говоря далее о

том, что новые русские боевики формируют постсоветскую массовую

идеологию, Дубин подчеркивает, что книги Марининой самые

популярные в силу разных причин. Однако главная причина в том,

что переход к новой идеологии в книгах Марининой осуществляется

по мягкой, неагрессивной модели, в отличие, скажем, от книг

Доценко. И в самом деле, главная героиня произведений Марининой

Настя Каменская -- типичная интеллигентка, по словам самой

Марининой, патологически ленивая во всем, что не касается сидячей

работы, постоянно неважно себя чувствующая и мечтающая согреться

чашкой растворимого кофе и взбодриться сигаретой.

При всем этом она кажется гораздо более узнаваемой фигурой

современной жизни, чем главный герой романов Доценко -- Савелий

Говорков, он же тридцатый, он же Бешеный, он же Рекс.

Отождествить себя с Настей Каменской может практически каждая

читательница, а вот с Савелием Говорковым эта нехитрая операция

далеко не каждому мужчине удастся. Именно поэтому с Бешеным

успешно конкурируют не менее крутые персонажи других писателей.

Интересно, кстати, как пришли в литературу все эти

суперпопулярные авторы: Маринина -- криминолог, 15 лет проработала

в Академии Министерства внутренних дел. Даниил Корецкий тоже

полковник милиции, по его словам, романы он задумывает, маршируя

на плацу. Лев Гурский и Эдуард Тополь -- беллетристы-эмигранты.

Несколько особняком стоит в этом ряду Виктор Доценко: он в 1976

году окончил режиссерский факультет ВГИКа, затем в восьмидесятые

годы отсидел 5 лет, так что среду криминального мира знает

изнутри. Трудная биография и у Александра Бушкова: в юности он

работал почтальоном, лечился от алкоголизма, был активным

антисоветчиком в догорбачевское время и вот стал одним из королей

российского детектива.

На этом фоне профессиональные писатели, широко использующие

приемы массовой культуры в своих произведениях, например, Сергей

Алексеев или Анатолий Афанасьев, несколько проигрывают в

популярности. Попробую объяснить, почему это происходит. Вот

небольшой отрывок из романа Афанасьева "Зона номер три".

"Генерал Самуилов на загородной даче просматривал ежедневную

сводку происшествий. Тройня, родившаяся в московской клинике у

девочки четырнадцати лет; самоубийство пожилых супругов (жена

-- врач на пенсии, муж -- бывший заслуженный летчик СССР);

мусорный бак, набитый отрубленными собачьими головами; пролет

НЛО над Марьиной рощей; трехлетний карапуз, угнавший "Мерседес"

и спокойно проехавший на нем несколько кварталов; самовозгорание

городской свалки (трагедия! Там кормились десятки тысяч

пенсионеров) -- все эти и многие другие факты вопияли о том, что

структурный распад в государстве, именно в Москве, приблизился









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования