Молодежная линия

№14 28 марта 2002 г.


ГРАФОМАН

В литературных кругах слово "графоман" звучит оскорбительнее, чем любое матерное. Так говорят о человеке, пытающемся воспользоваться любой возможностью опубликоваться, издаться, публично озвучить свои творения, но ему в этом постоянно отказывают, т.к. в творческом смысле у него "не получается".

Порой такие люди добиваются своего, могут потеснить истинно талантливого конкурента. Тогда говорят: "Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами". Откуда же берутся графоманы?

Белинский считал: поэт -- это человек, который мыслит образами. Есть люди от природы имеющие образное мышление, у графомана такой предрасположенности нет. У него другой склад ума. Он может много и грамотно писать, но он не писатель. Из таких людей получаются неплохие журналисты-информаторы, ораторы, но писатель -- это нечто иное.

Графоман -- это по сути импотент в литературе. Может быть, в "изящной словесности" такое образное сравнение не самое эстетичное, но точнее не скажешь. Ему доступен процесс, но недоступно оплодотворение. Детищами графомана могут быть не только слабые, нежизнеспособные стихи, но и толстые бездарные романы.

Как и всякое другое явление, графоманство в чистом виде встречается нечасто, точно так же, как и в природе кроме чисто белого и чисто черного цветов есть масса оттенков смешанного цвета. Смешайте черную и белую краски, получится серый цвет. О посредственных литературных произведениях говорят: серость.

Благодаря своей исключительной пробивной способности, некоторые "серые" много издаются, порой оказываются принятыми в творческие союзы и даже оказываются руководителями писательских организаций. Такой руководитель может оказаться незаменимым в деле материального обеспечения организации, но у него нет необходимого художественного вкуса, он часто не в состоянии отличить истинно художественное произведение от слабой вещи. Анализируя чужие произведения, он, как правило, ограничивается разбором частностей.

В писательской среде такой уровень мышления называют бытовым.

Подсознательно такой человек осознает свою творческую ущербность,

его раздражают чужие успехи, чужая слава, он "берет реванш" в

том, что сводит свою деятельность к активной пропаганде

собственного творчества и к организованной работе. Ревнуя к Музе, он не заинтересован в творческом росте тех, над кем стоит. Негативное влияние сказывается по-разному, но это совсем другая тема.

Таланту научить нельзя. Научить можно лишь мастерству. Желаю молодым литераторам, чтоб их рукописи для редактирования попадали в руки истинно талантливых писателей и критиков, способных дать импульс для творческого развития. Постарайтесь сами, осознанно, найти для себя учителя. Человек, желающий преподать и способный вам помочь -- не одно и то же.

А к графоманам следует относиться с пониманием. Графоманство

-- не их вина, а их беда, достойная искреннего сочувствия.









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования