Молодежная линия

№ 13 21 МАРТА 2002 Г.


Анатолий Самсонов

НАРТЫ В ВОЗДУХЕ

(Рассказ-быль)

Самолет -- величайшее достижение разума и рук человеческих, он не

подвластен никаким авторитетам, кроме лиц, уважающих летные

законы.

Н.Е.Жуковский

Если взглянуть на карту Дальнего Востока, то в самой западной

части Охотского моря, в траверзе Аяна, можно легко найти группу

Шантарских островов. В этой группе особенно выделяется остров, о

котором мне хочется рассказать.

Был один из дней начала зимы 1949 года. В штабе авиаотряда, он

же и класс, и штурманская, и общая комната, как обычно, в начале

рабочего дня было шумно. Петя Мацнёв громко смеялся, облачаясь в

меховые доспехи и рассказывая о чьих-то вчерашних похождениях к

вдовушке, по слухам довольно общительной, но на деле оказавшейся

ловко орудующей чугунной сковородкой. Паша Шариков что-то

доказывал штурману отряда Анатолию Безногову.

Борис Федотов настойчиво добивался от Василия Шустенко

сказать что-то на украинском языке, но тот, чувствуя очередной

подвох, шутливо отбивался. Подвижный и энергичный командир

авиаотряда Виктор Кравец подписывал полетные задания,

успевая и давать указания, и задавать вопросы, и посмеяться над

рассказами Мацнёва, вставляя в них шутливые реплики.

В этот день я дежурил по "санзаданиям" и с завистью смотрел на

своих товарищей, готовящихся к полетам. Вошедший с радиограммами

в руках заместитель командира отряда Семен Богатырев

быстро подошел ко мне:

-- Анатолий, сходи на радиостанцию, там есть для тебя...

Я выскочил из помещения и помчался к зданию радиостанции. Было

еще темно. Морозный воздух сотрясался от рева моторов наших По-2,

стоящих внизу под обрывом, на льду небольшого залива реки Амур.

Радиостанция острова Большой Шантар писком морзянки срочно

запрашивала самолет для вывозки тяжелобольной в областной центр.

Посадочная площадка подготовлена на припае льда в бухте, при

посадке требуется осторожность, так как площадка ограничена

большими торосами.

Эти еле слышные в наушниках и от того еще больше тревожные

"ти-та-ти-ти" быстро вытолкнули меня из радиостанции обратно.

Вот это здорово! Шантар и Чумикан были самыми отдаленными

пунктами на севере, куда мы в то время еще редко выполняли

полеты. Во-первых, там были только временные ледовые аэродромы.

Во-вторых, полет туда и обратно занимал восемь летных часов,

короткого зимнего дня не хватало, взлет и посадку необходимо было

производить в сумерках, а никакого светового оборудования ни

аэродромы, ни самолеты не имели. Нужно было торопиться.

Николаевск-на-Амуре остался позади. В спешке плохо очищенный от

инея самолет медленно набирает высоту. Потерпим, главное выиграно

двадцать минут времени, и восход солнца застает меня уже над Маго,

сорок километров пройдено. Начинается отличный день, и от того,

что погода, как видно, будет прекрасная, и от того, что весь этот

день я буду в полете, а не дергаться на земле, настроение так же

прекрасное. Мысленно подсчитываю путевую скорость, с учетом

встречного ветра на высоте буду в Шантаре часа через четыре с

половиной.

Машина не колыхнется. Ледяной поток встречного воздуха

пробивается за козырек в открытую кабину и жжет щеки. Плотно

прикрываю грудь и нижнюю часть лица левой рукой в большой меховой

рукавице.

Внизу Амур свернул белой лентой влево и мимо Тахты уходит на юг,

в сторону Хабаровска. Вправо на десятки километров растянулось

белым пятном озеро Орель. Впереди по всему горизонту медленно

наплывают гряды гор.

Последний крупный поселок Орель-Чля со своим рыбоконсервным

заводом исчезает под самолетом и остается позади. Теперь до

самого Шантара встретится только одно небольшое стойбище Усалгино.

С набором высоты все шире и шире разворачивается дальневосточный

простор. За причудливыми нагромождениями заснеженных горных

вершин, замысловато изгибающимися речными долинами, открывается

панорама Охотского побережья. Слева впереди громада гор, справа

широкая гладь заливов Ульбанского и Академии, а на стыке гористых

морщин материка с гладкой водной пустыней Охотского моря -- целый

ряд скалистых мысов и заледенелых бухт.

Хотя я у









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования