Молодежная линия

№12 14 марта 2002 г.


Литературный ликбез

ОБОГАЩЕНИЕ СМЫСЛА

Почему люди пишут стихи? Разве нельзя то же самое сказать прозой? Наверное, можно. Но когда требуется особая концентрация мысли и чувства, реализовать это автору гораздо эффективнее удается в стихе. Стихотворная форма словно специально создана для обогащения смысла -- это один из основных признаков, отличающих стихотворную речь.

Можно написать толстую книгу в прозе о том, как старые раны подтачивают силы ветерана, как военное лихолетье надсадило его сердце и он медленно, день за днем, уходит туда, откуда нет возврата. А можно сказать о целом поколении ему подобных всего восьмью стихотворными строками, как сказал костромской поэт Владимир Максимов, и произвести эмоциональное воздействие на читателя ничуть не меньшее:

Молча погибают ветераны,

Те, что уцелели на войне:

Старые невидимые раны

Тихо убивают в тишине.

И хотя уже полузабыта

И давным давно погребена,

То исподтишка, а то открыто

Прямо в сердце целится война.

О любви к природе написано немало, но в стихотворении это признание в любви звучит сильнее, даже если оно совсем крошечное, как у Бориса Гусева:

Такая тишь в лесу, и все так четко:

Как из железа лиственный ажур...

Дай волю мне, и за такой решеткой

Всю жизнь я без побега просижу.

Поразительной концентрации чувства удавалось добиться в стихах

А.Пушкину. Вот несколько строк из "Евгения Онегина":

Письмо Татьяны предо мною:

Его я свято берегу.

Читаю с тайною тоскою

И начитаться не могу.

Молодые поэты порой достигают серьезных высот в этом смысле. Вот четверостишие Каргопольцевой Екатерины из Шарьи:

Его лицо... таких по свету тысячи.

Его глаза... Да каждый третий с карими,

Но вот душа -- из камня искру высечет

И возгорит блаженная до пламени.

Цитировать можно бесконечно, но в качестве положительного примера сгодятся далеко не все стихи. Существует масса посредственных стихов, в которых есть все: блестящие рифмы и идеальный стихотворный размер, однако поэзией их не назовешь. Плохие стихи внешне могут иметь форму стиха, но к подлинной поэзии они никакого отношения не имеют. Это имитация поэзии.

Древний поэт Гораций заметил, что искусство поэзии -- это деятельность, не терпящая "средних" успехов. Но как же много стихов написано и даже издано, в которых не только обогащенного смысла, но и проблесков подобия смысла нет! Тем не менее способность рифмовать автор считает признаком собственной гениальности и всякого, кто посмеет усомниться в этом, воспринимает как личного врага.

В следующем выпуске литературной странички мы поговорим об авторской слепоте, о субъективной и объективной оценке автором своих произведений.









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования