Молодежная линия
| №12 14 марта 2002 г. |
Литературный ликбез ОБОГАЩЕНИЕ СМЫСЛА Почему люди пишут стихи? Разве нельзя то же самое сказать прозой? Наверное, можно. Но когда требуется особая концентрация мысли и чувства, реализовать это автору гораздо эффективнее удается в стихе. Стихотворная форма словно специально создана для обогащения смысла -- это один из основных признаков, отличающих стихотворную речь. Можно написать толстую книгу в прозе о том, как старые раны подтачивают силы ветерана, как военное лихолетье надсадило его сердце и он медленно, день за днем, уходит туда, откуда нет возврата. А можно сказать о целом поколении ему подобных всего восьмью стихотворными строками, как сказал костромской поэт Владимир Максимов, и произвести эмоциональное воздействие на читателя ничуть не меньшее: Молча погибают ветераны, Те, что уцелели на войне: Старые невидимые раны Тихо убивают в тишине. И хотя уже полузабыта И давным давно погребена, То исподтишка, а то открыто Прямо в сердце целится война. О любви к природе написано немало, но в стихотворении это признание в любви звучит сильнее, даже если оно совсем крошечное, как у Бориса Гусева: Такая тишь в лесу, и все так четко: Как из железа лиственный ажур... Дай волю мне, и за такой решеткой Всю жизнь я без побега просижу. Поразительной концентрации чувства удавалось добиться в стихах А.Пушкину. Вот несколько строк из "Евгения Онегина": Письмо Татьяны предо мною: Его я свято берегу. Читаю с тайною тоскою И начитаться не могу. Молодые поэты порой достигают серьезных высот в этом смысле. Вот четверостишие Каргопольцевой Екатерины из Шарьи: Его лицо... таких по свету тысячи. Его глаза... Да каждый третий с карими, Но вот душа -- из камня искру высечет И возгорит блаженная до пламени. Цитировать можно бесконечно, но в качестве положительного примера сгодятся далеко не все стихи. Существует масса посредственных стихов, в которых есть все: блестящие рифмы и идеальный стихотворный размер, однако поэзией их не назовешь. Плохие стихи внешне могут иметь форму стиха, но к подлинной поэзии они никакого отношения не имеют. Это имитация поэзии. Древний поэт Гораций заметил, что искусство поэзии -- это деятельность, не терпящая "средних" успехов. Но как же много стихов написано и даже издано, в которых не только обогащенного смысла, но и проблесков подобия смысла нет! Тем не менее способность рифмовать автор считает признаком собственной гениальности и всякого, кто посмеет усомниться в этом, воспринимает как личного врага. В следующем выпуске литературной странички мы поговорим об авторской слепоте, о субъективной и объективной оценке автором своих произведений. |