Молодежная линия

№6 31 января 2002 г.


Литературный ликбез

АВТОРСКАЯ СЛЕПОТА

Авторская слепота в той или иной степени присуща всем пишущим людям. Под ней принято понимать "слепоту" литератора относительно оценки достоинства своих произведений: он не может отличить лучшие свои стихи от посредственных. Это и понятно: так для матери все ее дети кажутся одинаково красивыми. Автор может, скрепя сердце, согласиться с теми замечаниями редактора или рецензента, которые касаются технической стороны дела, но, как правило, не признает и не хочет видеть более серьезные изъяны.

Авторская речь может быть образная, яркая, эмоционально насыщенная, иметь сложные ритмы (если речь идет о стихе), диковинные сравнения, изощренный фонетический строй, но за красивой формой может не оказаться содержания.

Под "формой" подразумеваются, в том числе, и так называемые тропы

-- сравнения, метафоры, эпитеты и т.д., а также композиция, строение речи и прочее. Удачный синтез формы и содержания помогает воплотить замысел, но и он не гарантирует успеха.

Лицо произведения может быть притягательным или отталкивающим независимо от степени мастерства или уровня одаренности автора.

Карамзин еще 200 лет назад сказал: "...Творец всегда изображается в творении и часто против воли своей... Ты берешься за перо и хочешь быть автором: спроси же у самого себя, наедине, без свидетелей, искренне: каков я? Ибо ты хочешь писать портрет души и сердца своего..."

Выходит, главное в творчестве -- душа автора. Если она недоразвита, даже филигранно отточенное произведение не будет воспринято читателем с пониманием, не найдет живого отклика. Совершенствуйте свою душу, учитесь победам над собой, над своими пороками, умейте прощать, понимать, сопереживать и сострадать, будьте добрее к людям и радуйтесь чужим успехам, как своим собственным, постигайте мудрость скрытых от глаза законов жизни, и лицо ваших творений будет менять выражение на более интересное для окружающих.

Еще раз повторю: что бы вы ни писали, вы прежде всего рисуете собственный портрет. Вас не признают? Значит, нечего на зеркало пенять. По большому счету самая страшная авторская слепота в том и состоит, что автор считает свое "лицо" красивым, а окружающие его таковым не находят. Изменить лицо своих произведений можно, только изменяясь внутренне. Пусть лучше ваши стихи будут недостаточно совершенны по форме, но идут от чистого сердца. Сколько ни скрывай за красивым словесным витийством свою бездуховность, это "шило в мешке" утаить невозможно.









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования