Молодежная линия
 | №5 24 января 2002 г. |
АЛЕКСАНДР ДРУЖИНИН: И ЖНЕЦ, И КОСЕЦ, И НА ДУДЕ ИГРЕЦ Не так давно костромской фольклорный ансамбль "Венец" возвратился из Франции. Художественный руководитель и директор ансамбля заслуженный работник культуры России Александр Алексеевич Дружинин еще успевает, и Домом народного творчества руководить, и в музучилище преподавать. -- Не трудно столько дел сразу делать и везде успевать? -- Очень трудно. Приходится так рассчитывать, чтобы все успеть. Без музыки и творчества я не могу. Без преподавания тоже: я практик по натуре. Кроме того, в училище я вижу кадры для будущей работы в ансамбле. Ну, а директором областного Дома народного творчества работаю сравнительно недолго, но времени тоже отнимает это дело порядочно. И трудно: я больше все-таки музыкант, чем чиновник. -- А как же выходные? -- Не получается. Выходной на одной работе -- рабочий день на другой. С отпуском тоже сейчас сложно. Да и раньше время отпуска все на поездки уходило... -- Вы недавно из Франции вернулись... -- С ансамблем мы во Франции побывали уже трижды. В этот раз 15 дней провели в Лионе. Каждый день -- концерты. Выступали перед учащимися гимназий, колледжей, лицеев. Основные связи у нас там с католическими лицеями Бельвю и Ля-Гзавер, где изучают русский язык. А вообще то, что мы приезжаем во Францию, -- заслуга преподавателя русского языка Жислен Прадье, которая возглавляет ассоциацию "От Роны до Волги". Если упрощенно сказать, эта ассоциация знакомит французов с русской культурой, побуждает учить русский. После наших выступлений групп изучения русского языка действительно становится больше. -- А как утонченные французы воспринимают русский фольклор? -- Очень даже хорошо. Живое пение, живая музыка, живые инструменты нравятся всем. Французские лицеисты к приезду "Венца" выпустили даже собственные газеты, посвященные России, и попытались изобразить нашу страну, как они ее видят, в своих рисунках. А на рисунках они изображают церкви и храмы. -- Что лично вас всегда поражает во Франции? -- Чистота на улицах, запах французского парфюма и обязательность всех французов. И язык тоже нравится (после русского, конечно) -- очень певучий. Мы жили во французских семьях, и знаете, они очень похожи на русские. Только люди там умеют экономить свое время, пустая болтовня не для них. Франция -- страна дорогая, но и труд там оплачивается высоко. -- Тут у вас много афиш висит, и слово "Венец" на разных языках отпечатано. А почему так ансамбль назвали? -- Версии разные были -- как назвать. "Венец" как-то больше по душе пришелся, ведь венец -- это символ окончания дела, работы. А еще это женский головной убор -- один из элементов символики России. -- Какой репертуар у коллектива? -- Песни исполняем очень разные -- и известные, и песни Центральной России, и юга, и наши, костромские. Причем русская песня всегда действиями сопровождается, поэтому мы стараемся синтезировать песню, танец, обряд. Каждый из десяти человек коллектива не только умеет петь, но и двигаться на сцене, и на разных инструментах играть. -- Где берете вы песни костромского края? -- Костромской фольклор мы в экспедициях "добываем". Никогда не забуду повалихинского дядю Сашу, который учил нас местной кадрили и козуле. Это был для нас настоящий авторитет! -- Вы в ансамбле и поете, и танцуете, и на чем угодно играете... -- Приходится. Что касается народных инструментов, я их очень собирать люблю. Из всех стран, где бы ни был (а бывал Александр Алексеевич в Германии, Финляндии, Болгарии, Польше, Турции, на Кипре, Мальте) из российских городов всегда что-нибудь привожу. Прим. авт. Есть у нас бубны из Франции, немецкая губная гармошка, пан-флейта в аргентинском исполнении и еще много всего. Народные инструменты между собой очень похожи, поэтому практически все мы применяем в концертах. Некоторые инструменты -- рожки, жалейки, например, делают на заказ. В области у нас мастера такие есть. -- Любимый инструмент у вас какой? -- Все любимые. Основной -- баян. Но и на гитаре играю, и на балалайке. Жалейка, свирель, блок-флейта, клавишные фортепианные -- тоже |